НОВОСТИ
Дикие какаду первыми среди птиц изобрели столовые приборы
То ли пандемия, давшая природе большие выходные, то ли глобальное потепление благотворно действуют на птичьи мозги, но какаду изменили процесс приема пищи, создав аналоги человеческих столовых приборов.
Какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) настолько умны, что их сравнивали с трехлетними людьми. Видимо, они еще умнее, чем считалось ранее: какой трехлетний ребенок сделал собственный набор столовых приборов?
Ученые случайно засекли диких какаду в процессе изготовления аналогов открывашки, ножа для колки и ложки. Приборы понадобились птицам, чтобы с большим комфортом есть один из своих любимых фруктов. Исследователи впервые зафиксировали, как какой-либо вид птиц создает и использует набор инструментов в определенном порядке. Подобная активность относится к когнитивно-сложному поведению, ранее известному только у людей, шимпанзе и обезьян-капуцинов.
Исследование о птичьей посуде поддержало предположение о том, что у попугаев есть общий тип интеллекта, который позволяет им находить творческие решения проблем, с которыми они сталкиваются в природе, отметил биолог, специалист по новокаледонским воронам из Университета Окленда Алекс Тейлор.
Открытие произошло случайно, когда поведенческий эколог Марк О’Хара из Исследовательского института Мессерли работал с содержащимися в неволе дикими птицами в исследовательском вольере на острове Ямдена в Индонезии. «Я просто отвернулся, и, когда оглянулся, увидел, как одна из птиц мастерила и использовала инструменты, – рассказал О'Хара. – Я не мог поверить своим глазам!»
Какаду Гоффина известен своим творческим социальным обучением. В неволе птицы решали сложные головоломки и изобретали инструменты, похожие на грабли, для поиска предметов. Несколько других семейств птиц, в том числе гиацинтовые ара и новокаледонские вороны, изготавливают и используют инструменты в дикой природе, часто для добычи пищи, но, похоже, ни один из них не замечен в создании целого инструментального набора.
Для нового исследования О'Хара и его коллеги отправились в места обитания какаду на островах Танимбар в Индонезии. Птицы живут высоко под пологом тропического леса, что затрудняет наблюдение за ними. Ученые провели почти 900 часов, наблюдая за питанием диких какаду, но не стали свидетелями использования инструментов.
Тогда исследователи стали ловить небольшие стаи по 15 особей за раз и держать их в исследовательском вольере в течение нескольких месяцев, а затем отпускать. Ученые снабдили птиц папайей и молодыми кокосовыми орехами, но попугаи так и не изобрели ни одного инструмента, который помог бы есть эту пищу. Они любили поиграть, брали палки и откусывали веточки, но не намеренно.
Однажды в июне 2019 года, наблюдая за дикими какаду в лесу, О’Хара заметил на земле фрукты со следами укусов какаду. Члены местной команды определили яйцевидный плод дерева морского манго, ваваи на Танимбарезе. У фруктов недавно наступил сезон, и О'Хара дал пригоршню какаду в вольере, чтобы посмотреть, как они отреагируют. Токсичные для человека плоды размером с небольшой авокадо содержат красноватую мякоть, окружающую твердую косточку, в которой находятся маленькие питательные семена. Добраться до этих семян непросто даже птице с клювом, похожим на нож.
О'Хара с изумлением увидел, как самец какаду откусил кожуру плода, затем быстро отломил небольшую ветку от дерева внутри вольера и серией быстрых укусов превратил ее толстый конец в клиновидный инструмент. Удерживая плод левой ногой и опираясь на правую, какаду языком вставил клин в трещину косточки, выламывая ее. Затем он сделал острый узкий инструмент и использовал его, чтобы проткнуть пергаментную внутреннюю оболочку, защищающую семена. Наконец, какаду изготовил третий инструмент из другого куска дерева, вгрызшись в сплющенную полоску, которую он использовал, чтобы извлекать семена, как ложкой.
Ученые предоставили птицам готовые запасы фруктов, но только два самца сделали и использовали инструменты и смогли съесть семена. «Если бы у них была генетическая предрасположенность к использованию инструментов, все птицы делали бы это, – предполагает О’Хара. – Поскольку их делают лишь немногие, более вероятно, что они изобретают их независимо». Однако возможно, что птицы учатся делать столовые приборы друг у друга в дикой природе.
Большинство других какаду в этой стае были более молодыми. Они наблюдали за действиями старших с большим любопытством. О'Хара предполагает, что они даже играли с инструментами старших, но, возможно, были слишком молоды, чтобы освоить подобные задачи. «Мы знаем, что в неволе они социально учатся друг у друга, – добавила соруководитель и соавтор исследования, сравнительный психолог Береника Миодушевска из Исследовательского института Мессерли, – как, вероятно, и в дикой природе».
С момента этого открытия ученые обнаружили следы инструментов какаду на плодах ваваи в дикой природе и даже извлекли один плод с воткнутым в него инструментом. Похоже, в дело пора включаться птичьим археологам.
Какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) настолько умны, что их сравнивали с трехлетними людьми. Видимо, они еще умнее, чем считалось ранее: какой трехлетний ребенок сделал собственный набор столовых приборов?
Ученые случайно засекли диких какаду в процессе изготовления аналогов открывашки, ножа для колки и ложки. Приборы понадобились птицам, чтобы с большим комфортом есть один из своих любимых фруктов. Исследователи впервые зафиксировали, как какой-либо вид птиц создает и использует набор инструментов в определенном порядке. Подобная активность относится к когнитивно-сложному поведению, ранее известному только у людей, шимпанзе и обезьян-капуцинов.
Исследование о птичьей посуде поддержало предположение о том, что у попугаев есть общий тип интеллекта, который позволяет им находить творческие решения проблем, с которыми они сталкиваются в природе, отметил биолог, специалист по новокаледонским воронам из Университета Окленда Алекс Тейлор.
Открытие произошло случайно, когда поведенческий эколог Марк О’Хара из Исследовательского института Мессерли работал с содержащимися в неволе дикими птицами в исследовательском вольере на острове Ямдена в Индонезии. «Я просто отвернулся, и, когда оглянулся, увидел, как одна из птиц мастерила и использовала инструменты, – рассказал О'Хара. – Я не мог поверить своим глазам!»
Какаду Гоффина известен своим творческим социальным обучением. В неволе птицы решали сложные головоломки и изобретали инструменты, похожие на грабли, для поиска предметов. Несколько других семейств птиц, в том числе гиацинтовые ара и новокаледонские вороны, изготавливают и используют инструменты в дикой природе, часто для добычи пищи, но, похоже, ни один из них не замечен в создании целого инструментального набора.
Для нового исследования О'Хара и его коллеги отправились в места обитания какаду на островах Танимбар в Индонезии. Птицы живут высоко под пологом тропического леса, что затрудняет наблюдение за ними. Ученые провели почти 900 часов, наблюдая за питанием диких какаду, но не стали свидетелями использования инструментов.
Тогда исследователи стали ловить небольшие стаи по 15 особей за раз и держать их в исследовательском вольере в течение нескольких месяцев, а затем отпускать. Ученые снабдили птиц папайей и молодыми кокосовыми орехами, но попугаи так и не изобрели ни одного инструмента, который помог бы есть эту пищу. Они любили поиграть, брали палки и откусывали веточки, но не намеренно.
Однажды в июне 2019 года, наблюдая за дикими какаду в лесу, О’Хара заметил на земле фрукты со следами укусов какаду. Члены местной команды определили яйцевидный плод дерева морского манго, ваваи на Танимбарезе. У фруктов недавно наступил сезон, и О'Хара дал пригоршню какаду в вольере, чтобы посмотреть, как они отреагируют. Токсичные для человека плоды размером с небольшой авокадо содержат красноватую мякоть, окружающую твердую косточку, в которой находятся маленькие питательные семена. Добраться до этих семян непросто даже птице с клювом, похожим на нож.
О'Хара с изумлением увидел, как самец какаду откусил кожуру плода, затем быстро отломил небольшую ветку от дерева внутри вольера и серией быстрых укусов превратил ее толстый конец в клиновидный инструмент. Удерживая плод левой ногой и опираясь на правую, какаду языком вставил клин в трещину косточки, выламывая ее. Затем он сделал острый узкий инструмент и использовал его, чтобы проткнуть пергаментную внутреннюю оболочку, защищающую семена. Наконец, какаду изготовил третий инструмент из другого куска дерева, вгрызшись в сплющенную полоску, которую он использовал, чтобы извлекать семена, как ложкой.
Ученые предоставили птицам готовые запасы фруктов, но только два самца сделали и использовали инструменты и смогли съесть семена. «Если бы у них была генетическая предрасположенность к использованию инструментов, все птицы делали бы это, – предполагает О’Хара. – Поскольку их делают лишь немногие, более вероятно, что они изобретают их независимо». Однако возможно, что птицы учатся делать столовые приборы друг у друга в дикой природе.
Большинство других какаду в этой стае были более молодыми. Они наблюдали за действиями старших с большим любопытством. О'Хара предполагает, что они даже играли с инструментами старших, но, возможно, были слишком молоды, чтобы освоить подобные задачи. «Мы знаем, что в неволе они социально учатся друг у друга, – добавила соруководитель и соавтор исследования, сравнительный психолог Береника Миодушевска из Исследовательского института Мессерли, – как, вероятно, и в дикой природе».
С момента этого открытия ученые обнаружили следы инструментов какаду на плодах ваваи в дикой природе и даже извлекли один плод с воткнутым в него инструментом. Похоже, в дело пора включаться птичьим археологам.
Добавить