100.2192 ·  105.8090

 

НОВОСТИ

Как столичная мэрия осваивает интернет

Последние годы различные ведомства, начиная с президентской администрации и заканчивая городскими и районными, осваивали интернет. Среди прочего они учились пользоваться ботами, DDoS-атаками, накручивать подписчиков, плодить комменты в соцсетях. С недавнего времени подобные технологии применяет столичная мэрия. В ее приемах постаралась разобраться спецкор The Village Олеся Шмагун.
Как столичная мэрия осваивает интернет

Олеся пообщалась с бывшим активистом прокремлёвского движения, переквалифицировавшегося в интернет-предприниматели с конторой без вывески. Как многие выходцы из молодёжных прокремлёвских движений, Михаил охотно рассказал о своей работе и даже, зайдя в какую-то прогу на планшете, легким движением руки «накрутил» журналистке число подписчиков в твиттере с 600, которых она набрала за несколько лет, до 50 тысяч. Если раньше после смешной шутки добавлялось 3 подписчика, после твита с Болотной еще 5, то после «подарка» Михаила (рыночная цена этого подарка – ок. 5 тыс. рублей) стало приходить по 1000 в минуту. Правда, всё это фейк: часть – боты, часть – взломанные и захваченные аккаунты.

ЖЖ нравится Михаилу удобным для отчетов заказчикам топом постов на главной странице со статистикой, отражающей число просмотров и уникальных пользователей, видевших каждый оплаченный пост. В ЖЖ нужные посты выводятся в топы с помощью оплаченных же репостов, доводящих число просмотров до критической массы. В США исследователи зовут блогосферу «5-й властью», в России эта власть формировалась на Livejournal.com. Затем площадку подзахватили нашисты, пользовавшиеся армиями ботов, услугами студентов журфака, получавших за посты ок. 80 рублей, и топовых блогеров, которым за каждый пост платили тысяч по 200. Сейчас финансирование прокремлевских движений, похоже, значительно урезано, но технологии взяли на вооружение чиновники самых разных структур, вплоть до городских.

Сколько и за что платит мэрия Москвы, можно найти в официальной отчетности и документах. Так, в тендере на информационную поддержку только одного проекта «Московское парковочное пространство» 300 тысяч из 35 млн рублей заплачено блогерам за публикации, еще 100 тысяч – им же за «тематические публикации», 350 тысяч – за мониторинг комментов и отзывов с «оперативным реагированием». Контракт на подобные услуги получило агентство «Огилви».

Еще от одного источника, блогера Владислава Щукина, имеющего ок. 8 тысяч френдов в жж, Олеся Шмагун узнала, что в месяц он получает от «джинсы» (заказных постов), как с постоянной работы менеджером в айтишной компании. Часть «джинсы» – посты для правительства Москвы. По рассказу Владислава, заказы распределяются не только выходцами из нашистов и близкими пиар-агентствами типа «Апостол Медиа», но и другими крупными игроками типа тех же Огилви и «Михайлова и партнеров». Эти игроки выигрывают многие тендеры на пиар-кампании столичной мэрии.

По рассказу источника из «Апостол Медиа», обычно им спускают задачу «отнивелировать» в сети тот или иной «инцидент». Агентство составляет план и рассчитывает смету, распределяет задачу среди топовых блогеров ЖЖ и твиттера. Одни блогеры ставят тексты агентства, другие отказываются, в итоге те же блогеры выходят в топы с аналогичными репостами, а заказчик получает отчет о постах десятка топовых блогеров, топе в ЖЖ, экспертизы у заказчика нет, работа бывает зачтена.

Технологии можно поделить на откровенно грязные, применяющиеся при защите важных госпроектов, и на более утончённые. Если бы всё ограничивалось лобовыми атаками, все было бы не так плохо. В мэрии сами признают: большая часть проплаченных постов нацелена на обработку низкокачественной массовой аудитории, как и пропаганда федеральных каналов. Но в мэрии осваивают и другие методы. Так, со многими блогерами, вышедшими в топы, «встречаются», «советуются», «спрашивают мнения». Блогеры разделились на команды, соответствующие блокам и группировкам в мэрии, критикуют как друг друга, так и чиновников и ведомства. Условия их сотрудничества с мэрией не озвучит ни один пиарщик или прокремлевский активист, и делить блогеров на информаторов во власти и манипуляторов пока не умеют даже журналисты, пишущие на эти темы.

Один из самых известных блогеров, и сотрудничающих с властями, и критикующих их, Илья Варламов объяснил Олесе, что его участники его «Городских проектов» встречаются с чиновниками из мэрии, с некоторыми – регулярно. Просят ли чиновники о чем-нибудь? Скорее нет. Но общение «на регулярной основе» у блогеров начинают появляться «какие-то темы».

Некоторые чиновники и сами успешно осваивают работу в блогосфере. В мэрии Москвы этим занимается, к примеру глава культурного департамента Сергей Капков. Он комментит и лайкает чужие посты посты, решает различные местные проблемы типа разрешения детского праздника, который запрещали из-за боязни, что придет Навальный с детьми. В итоге чиновника на Фейсбуке стабильно тегают раз в день и чаще.

Описанные технологии – давно не тайна за семью печатями. Во многих из них нет ничего плохого, ими с успехом пользуется бизнес, и в сети можно найти интересные статьи о продвижении группы в Facebook. Вот только бизнес делает это за свой счет, а чиновники – за наш.

Добавить

КОММЕНТАРИИ

 Up!