А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Поленов, Василий Дмитриевич»

Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)
В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)
Дата рождения:

1 июня 1844(1844-06-01)

Место рождения:

Санкт-Петербург,
Российская империя

Дата смерти:

18 июля 1927(1927-07-18) (83 года)

Место смерти:

усадьба Борок (ныне Поленово) Заокского района Тульской области

Гражданство:

 Российская империя

Жанр:

Пейзаж, историческая живопись

Учёба:

Императорская Академия Художеств

Известные работы:

 

  • «Московский дворик»,
  • «Заросший пруд»,
  • «Христос и грешница»
Влияние:

Чистяков

Влияние на:

Левитан, Коровин, Остроухов, Архипов, Головин

Награды:
  • 1870 — малая золотая медаль («Иов и его друзья»),
  • 1871 — большая золотая медаль («Христос воскрешает дочь Иаира»)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая (1 июня) 1844, Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).

Молодые годы

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника, М.В.Поленов, был сенатором.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н.А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г.Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

Наиболее одаренными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с наставником П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

Учился в петрозаводской гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии Художеств.

В 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещает Академию художеств. Занимается не только в рисовальных классах, попутно слушает лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не бросает и занятий музыкой, сам пишет произведения. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре Поленов становится постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем на время оставляет университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.

Первую зарубежную поездку Поленов совершает летом 1867 года, он едет во Францию, где посещает Всемирную выставку. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете.[1]

Обзор творчества

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.[2]

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.[1]

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.[1]

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».[3] С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

Дом на Оке

Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором был сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967).[4] [5] [3]

В 1899 во второй раз отправился на Ближний Восток с целью сбора материала для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральном событием в мире живописи.

В 1910—1918 годах Поленов вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

В 1906 — в Большом зале Московской консерватории исполнена опера Поленова «Призраки Эллады».

В 1914 в Москве устраивается выставка картин цикла «Из жизни Христа» для сбора средств в пользу раненых в Первой мировой войне.

В 1915 — по проекту Поленова в Москве на Пресне строится дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам; с 1921 года это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

В 1924 прошла первая персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, посвящённая 80-летию художника.

В 1926 Поленову присвоено звание народного художника РСФСР.[6]

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.[1] Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченцы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Семья

В.Д.Поленов был женат с 1882 на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931),[1] дочери московского купца и промышленника В.И.Якунчикова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (один из которых, Федя, умер во младенчестве) и четыре дочери.

  1. Поленов, Дмитрий Васильевич (1806—1878) — археолог, библиограф.
    1. Хрущова, Вера Дмитриевна (1844-1881)
    2. Поленова, Елена Дмитриевна (1850—1898) — художница
    3. Поленов Алексей Дмитриевич
    4. Василий Дмитриевич + Наталья Васильевна Якунчикова (дочь Василия Якунчикова, сестра художницы Марии Якунчиковой)
      1. Поленов Федя (1884-1886)
      2. Поленова-Ляпина, Мария Васильевна (1891—1976). С 1924 — в эмиграции
      3. Наталья Васильевна (младшая) (1898—1964)
      4. Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна (1887-?) + Сахаров, Константин Вячеславович
      5. Ольга Васильевна (1894-?)
      6. Поленов, Дмитрий Васильевич (1886—1967)   + Анна Павловна
        1. Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929—2000) + Наталья Николаевна Грамолина. В течение 30 лет — главный хранитель музея, депутат Верховного совета РФ[7].
          1. Лев
          2. Наталья + Дмитрий
            1. Наталья
            2. Василий

Память

  • В 2010 году была выпущена книга «Поленов» из серии «Жизнь замечательных людей».[8]

Галерея

Главные произведения

  • «Московский дворик» (1878)
  • «Бабушкин сад» (1879)
  • «Лето» (1879)
  • «Заросший пруд» (1880)
  • «Больная» (1886)
  • «Христос и грешница» (1887)
  • «Золотая осень» (1893)

Библиография

  • Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. — Л., 1950;
  • Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961;
  • В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.

См. также

  • Пейзаж
  • Список художников-пейзажистов России

Примечания

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную