А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Лисицкий, Лазарь Маркович»

Лазарь Маркович Лисицкий
Автопортрет (деталь). 1914 год.
Автопортрет (деталь). 1914 год.
Имя при рождении:

Лазарь Мордухович Лисицкий

Дата рождения:

22 ноября 1890(1890-11-22)

Место рождения:

село Починок Смоленской губернии

Дата смерти:

30 декабря 1941(1941-12-30) (51 год)

Место смерти:

Москва

Жанр:

авангард, конструктивизм

Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי‎[1][2]; 10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне Смоленская область) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий».

Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского[3] и еврейского[4][5][6][7][8] авангарда[9][10]. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал основы супрематизма.

Биография

Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.[11] Окончил реальное училище в Смоленске (1909). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву (1915—1916). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна.

С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.[11][12] В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;[13] результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (Воспоминания о могилевской синагоге, журнал «Милгройм»)[14] — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.[15][16]

В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.[17][18][19] В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919—1920).

В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.[20][21][22] В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918—1922), Равви (1922) и другим.[23] Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).[24] После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.

С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук.

В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем».

В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».

Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).

В 1930—1932 годах по проекту Эля Лисицкого была была построена типография журнала «Огонёк» 55°46′38.19″ с. ш. 37°36′38.98″ в. д. / 55.777277, 37.610828 (G) (O) (дом № 17 по 1-му Самотечному переулку).[25] Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание в плане похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.

Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).

Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.

Библиография

  • В. А. Шишанов. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с. Фрагменты книги.
  • Канцедикас, А., Ярыгина, З. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941. В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.[26]
  • А.Раппапорт. Эль Лисицкий и идея пангеометрии // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий XX века. Сборник статей. — М., 1988. Или: Эль Лисицкий и его идея «Пангеометрии» // Советское искусствознание. — Вып.25. — М.: Советский художник, 1989. — С.113—130.

См. также

  • Типография журнала «Огонёк»

Примечания

  1. Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»
  2. См. иллюстрации здесь
  3. http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.
  4. ArtFacts
  5. Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
  6. Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ibid.
  7. Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: Денвер (Колорадо), 2002.
  8. Советская Култур-Лиге
  9. Еврейское искусство (книга)
  10. Юдовин — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. 1 2 An introduction to El Lissitzky
  12. Е. Р. Котляр, Образы штетла в произведениях художников Культур-лиги.
  13. А. Литин, Синагога на Школище
  14. «Милгройм» — журнал искусства и литературы на идише, Берлин, 1923
  15. Г. Казовский, Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами
  16. Канцедикас, З. Ярыгина, Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941
  17. Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.
  18. Художники Култур-Лиге
  19. Еврейские художники Витебска
  20. Клер Ле Фолль, Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания
  21. Леонид Кацис, Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд (Квадраты К. С. Малевича и Эль-Лисицкого)
  22. Эль Лисицкий
  23. Perloff, Nancy et al. (2005). «Design by El Lissitzky». Getty Research Institute.
  24. Книжные иллюстрации Лисицкого
  25. Ъ-Огонек — По горящим следам
  26. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную