А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Анненков, Юрий Павлович»

Анненков, Юрий Павлович
Фотография
Дата рождения:

11 (23) июля 1889(1889-07-23)

Место рождения:

Петропавловск, Российская империя

Дата смерти:

12 июля 1974(1974-07-12) (84 года)

Место смерти:

Париж, Франция

Жанр:

русский живописец и график, художник театра и кино

Ю́рий Па́влович А́нненков (11 [23] июля 1889, Петропавловск, Российская империя — 12 июля 1974, Париж, Франция) — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним — Борис Темирязев.

Сын народовольца П. С. Анненкова.

Биография

В 1894 году семья перебралась в Петербург.

1905—1906 — рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегального), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию Столбцова.

1907 — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).

1908 — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.

1909 — году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.

1911—1912 — берёт уроки в мастерских М.Дени и Ф.Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет видно влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.

1912 — лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).

1913 — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы.

В 1916—1924 годах в Советской России много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.

1917? — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).

1924 — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже[1]. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.

1925? — член и учредитель Общества художников-станковистов.

После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам. В 1955 номинант на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).

1945—1955 — президент «Синдиката техников французской кинематографии».

1969-1970 - оформлял книги А.Солженицына в издательстве YMCA-press.

Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Произведения

Портреты

Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры:

  • Ахматовой А. А.,
  • Бенуа А. Н. ,
  • Горького А. М.,
  • Гржебина З. И.,
  • Евреинова Н. Н.,
  • Замятина Е. И.,
  • Зиновьева Г. Е.
  • Кузмина М. А.,
  • Луначарского А. В.,
  • Пастернака Б. Л.,
  • Ремизова А. М.,
  • Сологуба Ф. К.,
  • Троцкого Л. Д.,
  • Ходасевича В. Ф.

В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина.

Иллюстрации и графика

1919 — иллюстрировал сборник собственных стихов. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона, работал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923—1924), в 1923 году к проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий). Оформил приказ Реввоенсовета от 5 ноября 1923 года по случаю 5-летия Красной Армии и многое другое.

Пожалуй, самая известная его работа в этом жанре — иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» (1918).

Галерея

  • Портрет Анненкова П. С. (1908? пастель, Третьяковская галерея
  • Вечер (1913?)
  • Пейзаж (1913?)
  • Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать». (перо, 1918)
  • Портрет Гржебина З. И. (1919),

Театральные работы

1920 — с М. В. Добужинским и В. А. Щуко оформил мистерию «Гимн освобождённому труду», на стихи Иосифа Гришашвили, на площади перед фондовой Биржей в Петрограде.

1921 — поставил и оформил массовое театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади.

1921—1924 — исполнил декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н. Евреинова, «Бунт машин» A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссёр.

Литературная деятельность

В 1919—1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства», издал книгу «Портреты» (Петроград, 1922).

Книги

  • Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х тт. — New York: Inter-Language Literary Associates / Международное Литературное содружество, 1966.
  • Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2-х томах. — Л.: Искусство, 1991. ISBN 5-210-02156-4. ISBN 5-210-02157-2.
  • Анненков Ю. Дневник моих встреч. — М.: Захаров, 2001. — 512 с. — ISBN 5-8159-0121-0
  • Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — 732 с. ISBN 5-9697-0115-7.
  • "Увидев чистую форму, я стал одиноким". Ю. Анненков. Театр до конца /Републ., вст. текст и примеч. Е.И. Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: "УРСС", 2000. С.23-51.

Будучи за рубежом, опубликовал несколько книг воспоминаний («Дневник моих встреч. Цикл трагедий»; Нью-Йорк, 1966; Ленингад, 1991; Москва, 2001). Писал также статьи о театре и искусстве в «Русской мысли» и «Современных записках» (под псевдонимом Б. Темирязев). Под псевдонимом Б. Темирязев издал в Берлине в 1934 роман «Повесть о пустяках».

Выставки

  • 1922 «Мир искусства» (показал серию «Портреты»)
  • 1925 Международная выставка художественно-декоративного искусства (Париж)
  • 1927 «Искусство книги» (Лейпциг)
  • 1927 «Мир искусства» (Париж)
  • 1927 персональная в галерее Биллер (Париж)
  • 1928 персональная в галерее Катр Шмэн (Париж)
  • 1928 «Современное французское искусство» (Москве)
  • 1929 персональная в галерее Бинг (Париж)
  • 1932 «Современное русское искусство» (Филадельфия)
  • 1934 персональная в галерее Бешер (Париж)
  • 1934 персональная в галерее Криллон (Париж) и др.

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1918—1924 годы — Захарьевская улица, 5.

Примечания

Библиография

  • Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Л., 1927.
  • Бабенчиков М. В. Ю. П. Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — М.—Л., 1928.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную