А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Мясоедов, Иван Григорьевич»

Иван Григорьевич Мясоедов
Репродукция автопортрета И. Мясоедова(1930—1940, Лихтенштейн)
Репродукция автопортрета И. Мясоедова
(1930—1940, Лихтенштейн)
Дата рождения:

30 сентября (12 октября) 1881(1881-10-12)

Место рождения:

Харьков, Российская империя

Дата смерти:

27 июля 1953(1953-07-27) (71 год)

Место смерти:

Буэнос-Айрес, Аргентина

Жанр:

живопись, графика

Учёба:

Московское училище живописи, ваяния и зодчества,
Императорская Академия художеств, Ф. А. Рубо

Стиль:

символизм и модерн

Известные работы:

«Поход минийцев» (1909, повторно 1910), портрет Бенито Муссолини, почтовые марки Лихтенштейна

Влияние на:

Максимович, Всеволод

Награды:

Поездка за границу для усовершенствования от Академии художеств

Ива́н Григо́рьевич Мясое́дов (30 сентября (12 октября) 1881(18811012), Харьков, Российская империя — 27 июля 1953, Буэнос-Айрес, Аргентина) — русский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.

Биография

Иван Мясоедов родился в 1881 году в семье известного русского художника-передвижника Г. Г. Мясоедова и его второй жены К. В. Ивановой, тоже художницы. Григорий Григорьевич не позволял жене проявлять материнские чувства, а мальчику внушал, что его мать — это не мать, а всего лишь кормилица. В конце-концов Г. Г. Мясоедов, безжалостно оторвав ребёнка от матери, доверил его заботам семьи своего друга — пейзажиста А. А. Киселева. С 1889 года Иван жил с матерью в родовой усадьбе Павленки под Полтавой (теперь район в Полтаве)[1]. С 1884 по 1895 годы он посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом.

С 1896 по 1901 годы Иван успешно занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в ученических художественных выставках и, закончив училище, получил звание «неклассного художника». Это дало ему возможность, минуя предварительные общие классы, поступить в 1907 году в батальную мастерскую Императорской Академии художеств, которую он закончил в 1909 году. В это же время или несколько позднее И. Г. Мясоедов посещал мастерскую по гравюре, руководимую известным русским гравёром профессором В. В. Матэ.

Будучи студентом училища, Иван Мясоедов увлёкся силовым спортом, поэтому учёбу в академии он совместил с занятиями в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Г. И. Рибопьера. На Всероссийском чемпионате по тяжёлой атлетике, проводимом в 1909 году, Иван выиграл II приз в средней весовой категории.

В 1911 году, после смерти отца, Иван Григорьевич возвращается в Полтаву. Здесь в 1912—1913 годах он организует посмертные выставки отцовских произведений и собранных им коллекций, продолжает работать как художник и вместе с тем выступает в цирке как профессиональный борец и гиревик. Не потерял Мясоедов и связей художественным миром Санкт-Петербурга, обычно выставляя свои новые произведения на «весенних» выставках в залах Академии художеств. Он поддерживал отношения с различными художественными кругами столицы, занимался оформлением ряда изданий, участвовал в выпуске посвящённого спорту петербургского журнала «Геркулес». Немного позднее И. Мясоедов был ректором одного из киевских художественных учебных заведений.

В 1912 году Иван Григорьевич сочетался браком с итальянской танцовщицей и артисткой цирка Мальвиной Верничи. Некоторое время супруги жили в Павленках, где построили новый двухэтажный дом в итальянском стиле.[1][2]

Во время гражданской войны Мясоедов уехал в Крым. Здесь в 1919 году он служил художественным корреспондентом в армии А. И. Деникина. В 1921 году через Севастополь на германском корабле «Вигберт» Иван Григорьевич эвакуировался из Крыма в Константинополь, оттуда в Триест, затем в Баварию и, наконец, обосновался в Берлине. Обладая незаурядным мастерством рисовальщика и гравёра, И. Г. Мясоедов успешно подделывал бумажные денежные купюры, в частности, английские фунты и американские доллары, а его жена Мальвина Верничи их сбывала. В 1923 году их арестовали. Иван Мясоедов провел три года в Моабитской тюрьме. В 1933 году Мясоедов снова был арестован за фальшивомонетничество. Второй срок с 1933 по 1934 годы он отбывал в германском городе Лукау. После освобождения Мясоедов вместе с женой и дочерью уезжает в Ригу (Латвия). Оттуда, по фальшивым паспортам на имя чехословацких граждан Евгения и Мальвины Зотовых, семья Мясоедовых перебирается в Бельгию.

В 1938 году семья Зотовых-Мясоедовых поселилась в столице княжества Лихтенштейн Вадуце. Здесь Иван Григорьевич вёл жизнь придворного художника, создавая портреты членов местного княжеского дома и эскизы почтовых марок. В 1946 году Чехословацкое генеральное консульство выявило местонахождение проживающих в Лихтенштейне с фальшивыми паспортами Евгения и Мальвины Зотовых, о чём известило правительство страны. Зотовых лишили гражданства. В 1948 году Иван Григорьевич снова попал под арест «за попытку подделки государственных кредитных бумаг». Лихтенштейнский суд приговорил его к двум годам заключения.[3]

В 1953 году семья Мясоедовых переезжает в Аргентину. Во время поездки Иван Григорьевич тяжело заболел и 27 июля 1953 года, через три месяца после прибытия в Буэнос-Айрес умирает от рака печени.

Творческая деятельность

Для ранней живописи Мясоедова характерны антично-мифологические полотна, близкие по манере исполнения к немецкому модерну. В октябре 1909 года на конкурсной выставке в Академии художеств им была представлена большая картина на античный сюжет «Поход минийцев (Аргонавты, отплывающие от берегов Греции за золотым руном в Колхиду)»[6], за которую он получил не только звание художника, но и высшую награду Академии — поездку за границу для усовершенствования. Под руководством Ф. А. Рубо Мясоедов участвовал в создании панорамы «Бородинская битва» (1910).

Иван будучи сторонником культа античности, доминировавшего в начале XX века в Академии художеств, всячески пропагандировал красоту нагого тела. В 1911 году в сборнике «Нагота на сцене» (под редакцией Н. Н. Евреинова) Иван Мясоедов опубликовал на данную тему манифест[7]. Книга эта наделала много шума, высказывались протесты со стороны ревнителей нравственности и ханжески настроенной публики. На фоне современных изданий, даже близких по направленности и стилю, эта публикация выглядит вполне безобидной, даже не лишённой признаков целомудрия. Авторы её, за редким исключением, почти неизвестны современному читателю, а портрет Ивана Мясоедова даёт редкую возможность получить представление о его «античном» облике в те молодые годы художника. На этом портрете уже видны его татуированные веки, т. н. «перманентный грим», к которому, как известно, прибегали по преимуществу артисты, выступавшие в цирковых программах: акробаты, силачи…

Он профессионально увлекался фотографией. Создал серию фотокомпозиций на исторические и мифологические темы, где снимался в обнажённом виде, изображая Бахуса, Меркурия и античных героев. В своем имении в Павленках Иван создал что-то вроде художественно-философского объединения единомышленников, которое назвал «Садом богов».

В Берлине И. Мясоедов пользовался большим успехом как портретист. Ему заказывали свои портреты российские дворяне-эмигранты, представители буржуазии и дипломатического корпуса, актёры и оперные певцы. К берлинскому периоду относится цикл картин на темы народной жизни Украины и России, в которых ощущаются ностальгические мотивы: «Прощание с Павленками», «Татарское кладбище в Крыму», «Русский пасхальный стол». Отдельные его произведения издаются на открытках берлинского издательства «Ольга Дьякова и К°».

В 1929 году художник снимается в роли боярина в фильме В. Стрижевского «Игры императрицы» (нем. Der Adjutant des Zaren). Участие Ивана Григорьевича в фильме было связано с необходимостью заработка и поиском новых форм самовыражения. Роль Мясоедову удалась, его боярин был величественным и грандиозным. Кисти мастера принадлежит также рекламный плакат для фильма «Трейдер Хорн» (студия «Metro-Goldwyn-Mayer»), который он создал используя натурные зарисовки животных, сделанные им в Берлинском зоопарке.

В Брюсселе в итальянском консульстве И. Мясоедов написал пышный портрет Бенито Муссолини, которым тот остался весьма доволен. Позднее этот портрет был опубликован на обложке пропагандистского журнала «Новая Италия». Даже находясь в заключении в Моабитской тюрьме Иван Григорьевич занимался творческой деятельностью. Там он расписал фресками тюремную молельню. Во время второго срока в 1933—1934 годах из окна тюремной камеры он написал одно из лучших своих произведений.

Живя в Лихтенштейне Иван Григорьевич получил известность как талантливый живописец, превосходный рисовальщик и гравёр. Им были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты, выполненные в импрессионистической манере, религиозные композиции, разнообразные портреты, многие графические работы карандашом, пером, различными техниками гравюры. Мясоедов работал над стенными росписями звукового кинотеатра в Вадуце, фресками частных особняков. Довольно часто художник использовал свои работы в качестве денежного эквивалента, расплачиваясь ими за услуги с врачом или адвокатом. Средняя стоимость его работ в это время составляла примерно 500 швейцарских франков.

В последние годы жизни художник был подвержен частым депрессиям и меланхолии. Пессимистические настроения мастера нашли отражение в полотнах на политические темы, в основном сюжетно связанных с Россией. К его прежним модернистским мифологиям и аллегориям добавился цикл «исторических кошмаров» — с революциями и войнами, воплощёнными в картинах «Революция» и «Толпа демонов» (1940-е годы).[8] Мясоедов работал также над философским трактатом «Энциклопедия общеутверждающих понятий» (до сих пор не опубликован), в котором он подверг всю современную цивилизацию уничтожающей критике с позиций мистического анархизма.

Творческое наследие И. Г. Мясоедова составляет примерно 4000 произведений, из числа выявленных. Это картины, гуаши, пастели, офорты, фотографические и текстильные работы, почтовые марки, документальные материалы. Значительная его часть — около 3200 экспонатов находится в коллекции Фонда Е. Зотова — И. Мясоедова в Вадуце. Больше половины произведений мастера приобретено фондом на пожертвования, в частности, у внуков художника Мишеля и Наниты Модлер. Коллекция работ, относящаяся к раннему периоду творчества И. Мясоедова, принадлежит Полтавскому художественному музею. Она включает более 20 живописных и несколько графических работ, которые попали в музей из усадьбы автора. До Великой Отечественной войны в экспозиции было 67 произведений. Предполагают, что многие работы художника вместе с другими ценными экспонатами, вывезли оккупировавшие Полтаву немцы. Считается также, что к значительным потерям привел пожар в полтавской галерее в 1943 году.

Создание почтовых марок

Особое место в творчестве Ивана Мясоедова занимает его работа над рисунками для почтовых марок Лихтенштейна. Впервые его серия из трёх марок достоинством в 20, 30 и 50 раппов появилась в Лихтенштейне в 1938—1939 годах  (Михель #180—182). Эта серия называется «Huldigung» («Принесение присяги на верность») и выпущена была в ознаменование принесения присяги 28 мая 1939 года вступившего в правление Лихтенштейном его светлости князю Францу-Иосифу II. Это были первые почтовые марки в истории страны, которые создавались профессиональным художником высочайшего уровня. В работе над марками княжества проявилось незаурядное композиционное мастерство Мясоедова, умение выделить центральные персонажи сцены.

Образцом работы И. Мясоедова явилась марка с изображением несколько стилизованной «Мадонны-утешительницы» из капеллы Святой Марии в Дуксе достоинством в 10 франков, вышедшая в свет 7 июля 1941 года  (Михель #197). Эскиз марки был создан художником Иоханнесом Тройером, но гравюру на стали выполнил И. Г. Мясоедов. Однако наиболее эффектной работой И. Мясоедова считается появившаяся в свет 22 апреля 1942 года историческая серия из пяти марок, посвящённая 600-летию территориального разграничения на землях нынешнего Лихтенштейна и Швейцарии владений потомков графа Гуго Монфора  (Михель #202—206). Все рисунки для этих марок были исполнены в технике гравюры на стали.

Последняя осуществлённая И. Мясоедовым серия марок Лихтенштейна — «Bennenkanal» («Внутренний канал в Лихтенштейне»), состоящая из четырёх марок достоинством в 10, 30, 50 раппов и 1 франк. Марки были выпущены 6 сентября 1943 года  (Михель #218—221).

Память

В год 100-летия со дня рождения художника, в 1981 году, художественное общество княжества Лихтенштейн, создало комиссию по собиранию и изучению творческого наследия Е. Зотова — И. Мясоедова — «Архив профессора Е. Зотова», позже преобразованную в постоянный фонд «профессора Евгения Зотова — Ивана Мясоедова». В картотеке фонда насчитывается около четырёх тысяч специальных анкет — карточек по отдельным произведениям художника. В архив попали не только его работы, оставшиеся в частных руках, но и произведения, принадлежащие семье художника. Большую помощь в создании фонда оказала дочь художника Изабелла Верничи фон Мигке-Колланде, танцовщица, хореограф и балетмейстер, проживавшая в Мюнхене.

В 1996 году почта Лихтенштейна выпустила три марки из серии «Художники Лихтенштейна», на которых воспроизведены картины И. Г. Мясоедова (Евгена Зотова) «Сельский пейзаж в Полтаве», «Купание в Берлинском парке», «Вид Вадуза» и конверт с портретом художника.

Интересные факты из жизни

В 1909 году, во время заграничной поездки по Италии, которая в ту пору была встревожена мессинским землетрясением, Иван посетил римский цирк. На манеже цирка выступали лучшие силачи мира. Под конец программы шпрехшталмейстер объявил, что если среди публики найдётся желающий испробовать силу и повторить хотя бы один номер из программы, то цирк отдаст ему весь кассовый сбор. Вызвалось несколько зрителей, но их попытки были тщетны. Тогда на манеж вышел Иван. Он с лёгкостью жонглировал гирями, превзойдя своей силой цирковых атлетов. Приняв от директора цирка поднос с деньгами, Мясоедов заявил, что он жертвует «весь кассовый сбор в пользу бедных итальянцев, пострадавших от землетрясения в Мессине». Благодарные итальянцы устроили Ивану бурные овации стоя.

См. также

  • История почты и почтовых марок Лихтенштейна
  • Мясоедов, Григорий Григорьевич

Примечания

  1. 1 2 Ул. Мясоедова, 27/29. Дом Ивана Григорьевича Мясоедова. Исторические места города. Полтава историческая. Архивировано из первоисточника 1 марта 2012. Проверено 9 мая 2011.
  2. С 1926 года в усадьбе располагается Полтавская гравиметрическая обсерватория.
  3. По этому факту существуют разночтения в разных источниках:
    1. Колон Е. Художник — атлет из «Сада богов»: Из-за недостатка улик дело закрылось.
    2. Мясоедов Иван Григорьевич: На этот раз он отделался лишь условным сроком заключения.
  4. Мясоедов И. Нагота на сцене. — СПб.: Издательство Н. И. Бутковской, 1911. — С. 126—127.
  5. Ibid., с. 128—129.
  6. Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
  7. Иллюстрированный сборник статей. Авторы: П. Альтенберг, Е. Беспятов, Витковский, Насс, Н. Евреинов, Н. Кульбин, В. Лачинов, П. Луис, И. Мясоедов и Норманди — изд. Н. И. Бутковской, СПб. 1911. Из 128 страниц текста 85 — переводы В. П. Лачинова и его статья «Культ наготы»
  8. Фонд Зотова-Мясоедова, Вадуц

Литература

  • Вареник Н. Зотов із роду Мясоєдових, знаний у Ліхтенштейні, забутий в Україні // Україна. — 1994. — № 9. — С. 1, 24. (укр.)
  • Коваленко А. Жизнь — легенда // Художник. — 1993. — № 1—2. — С. 23—26.
  • Коваленко А. Иван Мясоедов — художник Серебряного века. — Севастополь: Мир, 1998. — 204 с. — ISBN 5-87314-172-X.  (Проверено 12 июля 2011)
  • Коваленко А. Український світ у творчості Івана Мясоєдова // Образотворче мистецтво. — 1999. — № 3—4. — С. 90—92. (укр.)
  • Коваленко А. Творча спадщина Івана Мясоєдова (Дослідження методу стилетворення в українському образотворчому мистецтві початку XX століття) / Дисертація на здобуття наукового ступеня. — Львів, 2002. (укр.)
  • Колон Е. Художник — атлет из «Сада богов» // Зеркало недели. — 1998. — № 20 (189). — 16—22 мая.  (Проверено 30 июня 2010)
  • Кончин Е. Моя биография мне не удалась. Путь скитаний Ивана Мясоедова // Культура. — 1998. — № 20 (7131). — 4—10 июня.  (Проверено 30 июня 2010)
  • Шлеев В. Наш Иван Мясоедов в Лихтенштейне // Филателия. — 1992. — № 3. — С. 8—13.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную