А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Голиков, Иван Иванович (художник)»

Иван Иванович Голиков
Дата рождения:

27 декабря 1886 (8 января 1887)(1887-01-08)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

30 марта 1937(1937-03-30) (50 лет)

Место смерти:

Палех, СССР

Жанр:

палехская миниатюра

Иван Иванович Голиков (8 января 1887 (27 декабря 1886) — 30 марта 1937) — русский художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год), непосредственный инициатор и учредитель Артели древней живописи Палеха 4-5 декабря 1924 года.

Биография

Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Когда ему было 7 лет семья переехала в Палех, спасаясь от страшного голода, который начался в Москве. В десятилетнем возрасте он был отдан на обучение иконописному делу в известную в Палехе мастерскую братьев Сафоновых. В 1900 году, обучившись приёмам доличного письма, Иван Голиков отправился в Петербург, а затем в Москву для работы в иконописных мастерских. Отец скончался, когда Ивану исполнилось 14 лет, он остался старшим в семье. Юноше пришлось работать, не покладая рук — он занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Его специализацией было доличное письмо, то есть, художник писал на иконах одежды. Расписывал церковь Святоозерского монастыря от мастерской М. Л. Парилова в 1907 году и церкви в Казани. Оставил крупицы своей работы в Новодевичьем монастыре, Грановитой палате, в московских и питерских храмах. Работая в Петербурге, он некоторое время посещал рисовальные классы училища барона Штиглица. В 1907—11 годах Иван Голиков проходил воинскую службу, в 1911—14 годах работал в мастерской Н. М. Сафонова в Палехе, и расписывал церковь в Казани. В 1914—17 годах ушёл на фронт Первой мировой войны в составе 27 Сибирского полка, и был контужен.

После первой мировой войны и Революции 1917 года художник начинает свои самостоятельные творческие поиски. Некоторое время он работает театральным художником в Шуе, Кинешме, Иваново-Вознесенске и Костроме, создавая декорации к спектаклям «Лес», «Гроза», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Русская свадьба» и «Лекарь поневоле». В 1921 году он создал свою первую миниатюру — расписал шкатулку из папье-маше, и показал её руководству Кустарного музея. В 1922 году, работая в мастерской художника А. А. Глазунова, Иван Голиков создал целый ряд росписей на папье-маше, наметив основные черты нового искусства, и став, по сути, его отцом-основателем. К этому времени мастер смог органично синтезировать особенности трёх иконописных школ — Палехской, Строгановской и Ярославской. Манера художника заинтересовала ряд искусствоведов, среди которых был его дальний родственник А. В. Бакушинский, оказавший содействие в организации артели по производству расписных шкатулок из папье-маше. 4-5 декабря 1924 года была создана «Артель древней живописи», костяк которой составили бывшие иконописцы. В том же 1924 году работы палехских мастеров — И. И. Голикова, И. М. Баканова, И. В. Маркичева и А. В. Котухина были показаны на XIV Международной художественной выставке в Венеции, вызвав большой интерес. В следующем, 1925 году «Артель древней живописи» получила Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. После Парижа были успехи в Милане, Вене и Берлине.

Иван Голиков расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов, до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений, и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Многие из них он брал непосредственно из самой жизни; Голиков говорил: «Выхожу на улицу, наблюдаю за природой вечера, прежде чем начать писать картину, сначала переживу, весь уйду в тот мир, который нужно изображать …»

Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы («Адам в Раю», «Бесы», «Битва», «Борис Годунов», «Гулянье в лесу», «Гармонист», «Гадание на Ивана Купалу», «Герб СССР», «Дядюшка Яков», «Жнитво», «Звери», «Игра в шашки», «Карусель», «Коромысловая башня», «Лоэнгрин», «Масленица», «Наполеон», «Орнаменты», «Пахота на волах», «Петухи», «Пожар», «Слово о полку Игореве», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Степан Разин», «Ромео и Джульетта», «Тройка красных коней», «Хоровод» и другие).

Вершиной его творчества считаются миниатюры, созданные в 1932—33 годах для подарочного издания «Слова о полку Игореве», вышедшего в 1934 году в издательстве Academia. Первоначально работу хотели поручить разным художникам, но писатель А. М. Горький настоял, чтобы все миниатюры были выполнены одним Голиковым. Эти миниатюры впоследствии переиздавались два раза, а Ивану Голикову в 1935 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.

Для его работ характерна смесь реальности со сказочной фантазией: на былинной красной тройке по заснеженному пейзажу у него может ехать не сказочный персонаж, а красноармеец в будёновке. Манеру отца переняли двое его сыновей, ставших палехскими мастерами лаковой живописи — Георгий Иванович (1920—1941) и Николай Иванович Голиковы (1924-2011). Художником стал также его внук Юрий Николаевич Голиков.

Художник скончался в 1937 году после тяжелой болезни. В центре Палеха Ивану Голикову установлен памятник. Именем художника также названа одна из улиц Палеха, а в 1968 году в Палехе открылся дом-музей Голикова.

Произведения И. И. Голикова хранятся в Государственном Музее Палехского Искусства, Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного и Народного Искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Государственном историко-художественном музее-заповеднике г. Сергиев Посад, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, Нижегородском государственном художественном музее, Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, Киевском музее русского искусства, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А. С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А. М. Горького.

Воспоминания Ефима Вихрева о Иване Голикове

И в лихом разгоне,

Сквозь бесовский визг,

Голикова кони

Над судьбой взвились.

(Ефим Вихрев)


Из воспоминаний поэта Ефима Вихрева о Иване Голикове: «В момент организации – в 1924 году – палехская Артель древней живописи насчитывала всего 7 человек. К концу 1932 года она насчитывает в своих рядах: 100 членов, 50 кандидатов, 50 учеников. Среди этих двухсот человек есть десять художников с мировыми именами – лучшие из лучших, первое поколение художественного Палеха. В числе этих десяти есть три Ивана – Баканов, Вакуров, Голиков, - о которых сказано Николаем Зиновьевым, одним из десяти: «…Каждый из них (Баканов, Вакуров, Голиков) создаёт своей работой как бы самостоятельную школу, особое направление».

Итак: 200 – всего, половина – зрелых, 10 – лучших, 3 – наилучших.

Но есть обстоятельства, и есть причины, которые заставляют отвести Голикову совсем особое место, вне связи с другими. Короче говоря: имеется налицо определённое художественное явление современности – Палех. Имеется налицо определённое художественное явление современности – Иван Голиков.

Какая же взаимозависимость этих двух явлений? Что представляет собой Иван Голиков как один из представителей палехского возрождения? Наконец, что роднит его с Палехом и что отличает его от Палеха?

Каждый художник – в рамках палехской школы – имеет своё строго определившееся лицо, о каждом следует говорить как о самостоятельном и цельном художнике. Но сходства между палешанами больше, чем разницы.

Об Иване Голикове можно сказать, наоборот: между ним и любым из палешан больше различия, чем сходства.

Это замечание верно, как верно и то, что Пушкин больше, чем реалист, Блок больше, чем символист, а Маяковский больше, чем футурист. Большое дарование никогда не умещается в рамках художественной школы. Это же можно сказать и о Голикове.

Чаще произведения Голикова не являются строгими образцами палехской школы.

Любого из палешан можно проанализировать до конца со всех точек зрения: тематической, колористической, композиционной, идейной. Иван же Голиков такому анализу не поддаётся, ибо он – стихия.

Иван Голиков – это не только гордость Палеха, Иван Голиков – это одно из народных богатств и лучших гордостей России».

  • Ивановский поэт Дмитрий Семеновский, восхищённый буйным талантом Ивана Голикова, посвятил художнику большое стихотворение «Цветы».

Галерея

Литература

  • Рейнсон-Правдин А. Н. Иван Иванович Голиков. — М.: Советский художник, 1956.
  • Котов В. Искусство Палеха: Путеводитель / на рус. и нем. яз / Под ред. К. Вьюгина; Оформление художника-палешанина В. Большакова. Государственный музей палехского искусства.. — М.: Издательство литературы на иностранных языках, Б.г. — 136, [20] с.
  • Котов В. Т. Художник Иван Голиков. 1886—1937. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1973. — 80, [16] с.
  • Порудоминский В. И. Откровение Ивана Голикова. — М.: Советский художник, 1977. — 152 с. — (Рассказы о художниках). — 35 000 экз.
  • Рогов А. П. Народные мастера: Биографические очерки: Анна Мезрина, Игнатий Мазин, Василий Ворносков, Иван Голиков / Серийная обложка Ю. Арндта. — М.: Молодая гвардия, 1982. — С. 171 - 269. — 272, [48] с. — (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр.; Вып. 2 (622)). — 100 000 экз.
  • Иван Иванович Голиков: К 100-летию со дня рождения: Лаковая миниатюра: Каталог выставки / Автор вступ. статьи М. А. Некрасова; Составители каталога Н. П. Мальцева, Л. Л. Пирогова; Под общ. ред. В. А. Гуляева. — М.: Советский художник, 1988. — 36 с. — ISBN 5-269-00147-0

Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную