А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Камаль Оль Мольк»

Камаль оль Мольк (перс. کمال‌الملک‎; настоящее имя Мухаммад Гаффари; 1847(1847), Кашан — 18 августа 1940, Нишапур) — персидский художник.

Камаль оль Мольк принадлежал к известному и очень влиятельному кашанскому клану Гаффари. Он приходился племянником одному из самых знаменитых персидских художников XIX века Абуль Хасану Гаффари. Его отец, Мирза Бузург Гаффари Кашани, тоже был известным художником — основателем художественного училища, а брат, Абутураб Гаффари, также был художником, и довольно способным. Согласно свидетельствам, Мухаммад с детских лет проявлял интерес к каллиграфии и живописи, в детском возрасте он разрисовал стены своей комнаты, часть этих рисунков и сегодня можно видеть в доме семьи Гаффари.

Некоторое время спустя для получения высшего образования он был определен в Дар аль-Фонун (Обитель искусства), где он изучал живопись под руководством Мозайена уд-Долеха, широко известного в то время мастера, посетившего Европу, и изучившего ее искусство. В учебном заведении Мухаммад провел три года, проявив себя самым блестящим образом. В период ученичества его звали Мирза Мухаммад Каши, и, несмотря на свой юный возраст, уже тогда он смог привлечь внимание публики к своему творчеству. Дальнейшая его карьера была результатом случая — училище как-то посетил шах Насир ад-Дин. От высочайшего взгляда не ускользнули произведения способного юноши, и шах пригласил его ко двору. Мухаммад быстро совершенствовал своё искусство, и чтобы отметить его талант шах приказал присвоить ему титул «Камаль Оль-Мольк» (Земное совершенство), под которым он сегодня известен. Мухаммад стал главным придворным художником, и за период правления шаха Насир ад-Дина создал порядка 170 произведений, большинство из которых ныне утрачено. По большей части на них были изображены портреты шаха и высокопоставленных чиновников, сцены шахских приемов и охоты, красоты шахских дворцов, и т. д. Художник работал при дворе шаха до самой его смерти.

Тем временем шах Насир ад-Дин, первоначально проводя осторожные прозападные реформы в своем государстве, чрезмерно увлекся Европой. После своего первого выезда в Вену в 1873 году, шах зачастил с визитами, в ходе которых приобреталось множество дорогих вещей, что было весьма накладно для казны. Денег ему часто не хватало, поэтому приходилось брать займы под большие проценты. Чтобы рассчитаться с долгами шах начал продавать иностранцам лицензии на различные виды предпринимательства, включая учреждение банков. Вследствие этого зависимость Ирана от иностранного капитала быстро возросла. Монопольное право на выпуск банкнот было отдано английскому банку, который вскоре стал проводить политику в интересах Великобритании. Затем шах отдал лицензию на табак английскому майору Тальботу, на 50 лет предоставив ему монополию на производство, продажу и экспорт табака. Были задеты интересы множества землевладельцев, выращивавших табак. Это привело к волнениям, выступлениям народа против засилья иностранцев, и возникновению антишахских тайных организаций. В 1896 году в результате покушения шах Насир ад-Дин был убит.

Вероятно, художника связывали с шахом довольно близкие отношения. Он с трудом перенес смерть Насир ад-Дина, и не смог работать при дворе его преемника шаха Музаффар ад-Дина (1896—1907). Мухаммад Гаффари предпочел уехать в Европу, где он имел возможность встречаться с современными художниками, и делать копии с прославленных работ мастеров прошлого, в частности Рафаэля, Рембрандта и Тициана. Он оставался в Европе около четырех лет, и все эти годы посещал музеи, учился, и экспериментировал. В 1899 году художник вернулся в Персию. Однако неприязнь шахского двора и бесконечные интриги вынудили его вновь эмигрировать, на сей раз в Ирак. В Ираке он создает несколько замечательных произведений — «Ювелир с подмастерьем», «Предсказатель будущего» и другие. Через два года Мухаммад Гаффари возвращается домой и примыкает к конституционному движению — политическому процессу, набиравшему в те годы всё большую силу. В этот период он пишет несколько замечательных портретов. В 1905—1906 годах Иран сотрясали бурные выступления населения, на базарах, площадях и в мечетях собирались многолюдные митинги. В октябре 1907 года была принята новая конституция, значительно урезавшая власть шаха. В том же 1907 году шах Музаффар ад-Дин скончался.

После принятия в Иране конституции возникла совершенно новая атмосфера. К власти пришло множество образованных людей, способствовавших просветительским замыслам Камаль оль-Молька. Он создает собственную школу искусства, в которой кроме живописи преподается искусство других традиционных иранских ремесел — ковроткачество, мозаика, резьба по дереву и т. д. Значительную часть своих денег художник передавал нуждающимся студентам, а из стен его училища вышла целая плеяда замечательных иранских художников XX века. Однако в стране продолжалась смута. Новый шах Мухаммад Али (1907—1909) не смог удержать ситуацию под контролем; в 1908 году возник бунт, в результате которого был распущен меджлис (парламент), а многие его депутаты посажены в тюрьму. Следствием этих крутых мер шаха стало то, что антишахский революционный пыл только усилился, распространился по всему обществу, и привел к тому, что шах Мухаммад Али вынужден был укрыться в русской дипломатической миссии. Через три дня после этого чрезвычайный национальный совет объявил об его низложении, и передаче власти 14-и летнему сыну шаха Ахмаду(1909—1925). Это привело к еще большему хаосу в стране, который продолжался фактически до 1925 года, когда меджлис принял закон о низложении династии Каджаров. В 1925 году Учредительное собрание наследником шаха провозгласило Риза-шаха Пехлеви.

Камаль Оль Мольк, которому к тому моменту давно перевалило за семьдесят лет, не счел нужным искать общий язык с новым режимом. Более того, некоторое время спустя он обвинил династию Пехлеви в коррупции, заявив, что в этом отношении она ничем не отличается от династии Каджаров. Попытки шаха привлечь известного мастера к работе в правительстве наталкивались на стойкое нежелание художника работать с коррумпированными министрами. Его позиция вызвала гнев Риза-шаха, который счёл художественную Школу Камаль Оль Молька рассадником крамолы, лишил художника ежемесячного пособия и дотаций на Школу, чтобы вынудить его уйти в отставку. В 1928 году художник был отправлен в ссылку в город Нишапур. Он поселился в окрестностях города, в селе Хоссейн Абад, где занимался сельским хозяйством. За все время ссылки он не написал ни одной картины. Самым печальным событием периода его ссылки было то, что он по неизвестным сегодня причинам потерял один глаз. В 1940 году, будучи в весьма преклонном возрасте, Камаль Оль Мольк скончался в городе Нишапуре. Он был похоронен в этом же городе рядом с гробницей прославленного поэта Аттара.

Роль Камаль Оль-Молька в персидском искусстве второй половины XIX — начала XX века была огромной. Его творчество стало примером для нескольких поколений художников, его преподавательская деятельность способствовала новому взгляду на традиционное персидское искусство, а лучше его работы, написанные в реалистической манере, встали в один ряд с лучшими произведениями мирового реалистического искусства.

Литература

  • Комиссаров Д. С. Новый этап в иранской живописи: Камал Оль Мольк (XIX—XX вв.) М. Вост. лит. 2004.

Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную