А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Ермолаева, Вера Михайловна»

Ермолаева, Вера Михайловна
Дата рождения:

2 ноября 1893(1893-11-02)

Место рождения:

с. Ключи Петровского уезда Саратовской губернии

Дата смерти:

29 сентября 1937(1937-09-29) (43 года)

Жанр:

живопись, графика

Влияние:

Малевич

Ве́ра Миха́йловна Ермола́ева (2 ноября 1893, с. Ключи, Саратовская область — 29 сентября 1937, Караганда) — русский живописец, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда.

Биография

В. М. Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии. Отец, Михаил Сергеевич Ермолаев, был помещиком и занимал пост председателя земской уездной управы. Мать, Анна Владимировна, урождённая баронесса фон Унгерн-Унковская ( 1854-?).

В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.

Ермолаева получила образование в Европе — в светской школе в Париже и в гимназии в Лозанне. Пребывание за границей обуславливалось ещё и необходимостью лечения.

В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Россию, а в 1905 они переехали в Петербург. Отец Веры Михайловны продал имение, основал кооперативное общество «Трудовой союз» и начал издавать журнал «Жизнь» либерального характера. В 1911 году Михаил Сергеевич умер.

В 1910 году Вера закончила гимназию кн.Оболенской, в 1911 — поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом.

В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство» (вместе с Николаем Лапшиным, в будущем одним из основоположников российской школы иллюстрации). Члены кружка выпускали одноимённый журнал.

Помимо рисования, Вера Ермолаева интересовалась историей — в 1917 году окончила Археологический институт. Одновременно она была участником художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусств и революция».

В 1918 году Ермолаева сотрудничала с книгопечатной артелью «Сегодня», маленькими тиражами выпускавшую лубки и книги-картинки, создававшиеся практически вручную. По мнению некоторых исследователей, это был «первый опыт конструирования детской книги, понятой как целостный художественный организм».[1] Ермолаева оформила три книги артели: «Мышата» и «Петух» Натана Венгрова и «Пионеры» Уолта Уитмена. Иллюстрации в книгах делались при помощи гравюр на линолеуме и затем в большинстве случаев раскрашивались вручную, текст в некоторых книгах не был наборным, а также вырезался на линолеуме.

После революции Вера Михайловна участвовала в конкурсах ИЗО отдела Наркомпроса, пробовала работать как художник театра, создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над солнцем». В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.

В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института.

В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева участвовала в организации УНОВИСа (Утвердители нового искусства) — общества, позиционировавшего себя как исследовательскую лабораторию, где изучаются проблемы развития искусства и художественной формы. Также в организации пропагандировались идеи супрематизма. Общество выдвигало лозунги революционного толка:

  • Да здравствует супрематизм как план пути нашей творческой жизни!
  • Да здравствует всемирный единый союз строителей новых форм жизни!

Члены общества хотели быть не «вечными носителями могильной мудрости праотцев, прадедушек и т. п. родни и предков», но «творцами самой жизни», «носителями и выразителями нового искусства как сегодняшнего сознания современного человека, быть изобретателями мирового события, быть глашатаями искусства как себедовлеющего мира».[2]

В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры.

В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».

В М. Ермолаева работала как живописец и график. В 1920 - е гг. стала иллюстратором таких книг, как «Топ-топ-топ» Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Введенского, «Поезд» Шварца, «Иван Иваныч Самовар» Хармса и многих других, оформляла серию басен Крылова.

В 1929 году, вместе с художникам В.В. Стерлиговым, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным , А. А. Лепорской составила «группу живописно-пластического реализма». Художница М.Б. Казанская в конце 1920- х гг. стала ученицей В.М. Ермолаевой. На квартире В.М. Ермолаевой проходили творческие "вторники" этих художников и "квартирные" выставки, сопровождавшиеся обсуждениями. Выставочная деятельность проходившая в узком кругу единомышленников стала поводом написанного доноса, в результате которого 25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована, одновременно с группой посещавших её дом художников. Несколько человек из этого круга были осуждены, в том числе и сама Ермолаева, и сосланы в Карлаг отбывать трёхлетний срок. Согласно материалам дела, в вину В.М. Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию».[3] 26 сентября 1937 года В.М. Ермолаева была расстреляна в лагере около Караганды. 20 сентября 1989 года реабилитирована посмертно.

Книжная иллюстрация (избранная)

  • Зайчик. Пг.: Изд-во С. Я. Штрайха, 1923
  • Житков Б. Девчонки: [Картинки для разрезывания с текстом]. [М.]: Гос.изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928
  • Житков Б. Кто кого? М.: Гос. изд-во, 1928
  • Житков Б. Одень меня: [Картинки для разрезывания с текстом]. [М.]:Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928
  • Ильин М. (И.Я. Маршак). 10 фокусов Чудодеева. М.; Л.: Гос. изд-во, тип.Печатный двор в Лгр., 1928. (1930)
  • Ермолаева В. Горе-кучер. Л. 1928
  • Ермолаева В. Собачки. Л. 1928
  • Н. А. Заболоцкий.Хорошие сапоги. М. Гос. изд-во, 1928
  • Введенский А. Рыбаки. М.: Гос. изд-во, 1930
  • Введенский А.И.Подвиг пионера Мочина. Л.-М.: Гос. изд-во, 1931
  • Д. И. Хармс.Иван Иваныч Самовар. Л.-М.: Гос. изд-во, 1930

Выставки

Примечания

  1. М. Ермолаева. Непокорённая стихия.
  2. В круге Малевича: Соратники; Ученики; Последователи в России 1920—1950-х гг. / Сост. И.Карасик. — СПб.: Palace Exibitions, 2000. — С. 26.
  3. Марочкина А. Вера Ермолаева: Новые факты творческой биографии // Малевич: Классический авангард: Вып. 4 / Под ред. Т. В. Котович. — Витебск, 2000. — С. 27.

Литература

  • Ковтун Е. Артель художников «Сегодня» // Детская литература. —1968.
  • Ковтун Е. Художник детской книги В.Ермолаева // Детская литература. — 1971
  • Ласкин С. Роман со странностями. ISBN 5-86789-074-0 // Блитц — 1998. Документальный роман о жизни В. М. Ермолаевой.
  • Марочкина А. Вера Ермолаева: Новые факты творческой биографии // Малевич: Классический авангард: Вып. 4 / Под ред. Т. В. Котович. — Витебск, 2000.
  • В круге Малевича: Соратники; Ученики; Последователи в России 1920—1950-х гг. / Сост. И.Карасик. — СПб.: Palace Exibitions, 2000.
  • Шишанов В. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Вера Ермолаева. Каталог выставки. Составители и авторы текстов: А. Заинчковская, И.Галеев. М.:Скорпион. 2009.
  • Стерлигов В. О Вере Ермолаевой. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. (LA, USA), 2010. (Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры № 16). Ч.1. С. 297—311.
  • Шишанов В. «Витебские будетляне» (к вопросу об освещении театральных опытов Уновиса в витебской периодической печати) / В. Шишанов // Малевич. Классический авангард. Витебск - 12: [альманах / ред. Т. Котович]. - Минск: Экономпресс, 2010. - С.57-63.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную