А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Коровин, Константин Алексеевич»

Константи́н Алексе́евич Коро́вин
Портрет работы Валентина Серова
Портрет работы Валентина Серова
Дата рождения:

5 декабря 1861(1861-12-05)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

11 сентября 1939(1939-09-11) (77 лет)

Место смерти:

Париж

Гражданство:

 Российская империя
 Франция

Учёба:

Алексей Саврасов

Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — выдающийся русский живописец, театральный художник и педагог. Брат художника Сергея Коровина.[1]

Биография

Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.

Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна, происходила из рода дворян Волковых. В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В.Д.Поленова.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

В 1888 и 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествия на Север. В результате появляются пейзажи:

  • Гавань в Норвегии
  • Ручей святого Трифона в Печенеге
  • Гаммерфест. Северное сияние
  • Мурманский берег.

Он путешествует в Париж в 1886, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1890-х К. А. Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

В 1900-х художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театр Ла Скала в Милане.[1]

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов. Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. ("Париж. Бульвар Капуцинок", 1902, 1906 и 1911; "Париж утром", 1906. Все – ГТГ).

В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М.А.Дурново, общался с поэтом К.Д.Бальмонтом. В эти годы он написал картины "Северная идиллия" (1892, ГТГ) и "Муза" (1890-е, ГТГ).

Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.

С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед — С. П. Волков.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышева есть несколько эпизодов, которые дают живой образ и представление о мировоззрении художника. Очень характерны в этом отношении слова, сказанные им Н. М. Чернышеву во время посещения его последним в 1903 году в гостинице у Москворецкого моста, где К. А. Коровин пребывал, поскольку был болен[2]:

По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.


«Прежде всего надо избегать литературности в живописи» — были его первые слова Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось... Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г...., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут... Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. ...Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством...
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб.»

После октябрьской революции в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

Наряду с даром живописца Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939.

Большое количество работ художника хранится в Русском музее. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.

Наиболее известные работы

  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара
  • Северная идиллия
  • Парижское кафе (1890-е)
  • Кафе де ла Пэ (1905)
  • Пристань в Гурзуфе (1916)
  • Базар (1916)

Литературные труды

  • Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Книгоиздательство «Возрождение» — «LA RENAISSANCE». — 73, avenue des Champs-Elysees, Paris-8eme 1939. — 214.

Семья

  • Коровин, Сергей Алексеевич — брат
  • Фидлер, Анна Яковлевна — 1-я жена
  • Комаровская, Надежда Ивановна — гражданская жена

Примечания

  1. 1 2 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 23. Корзинка — Кукунор. 1953. 636 стр., илл.; 55 л. илл. и карт.
  2. Народный художник РСФСР, профессор Николай Михайлович Чернышев. 1885—1973. Сборник материалов и каталог выставки произведений искусства, к 90-летию со дня рождения художника. — М.: Советский художник. 1978

Библиография

  • Головин, А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. /Сост. и комм. А. Г. Мовшенсона; вступит.статья Ф. Я. Сыркиной. Л., М., 1960
  • Коган Д. Константин Коровин. — М., 1964.
  • Комаровская Н. И. О Константине Коровине. — Л., 1961.
  • Молева Н. М. Жизнь моя — живопись (Константин Коровин в Москве). — М.: Московский рабочий, 1977. — 232 с. — 50 000 экз.
  • Константин Коровин вспоминает… Составители И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. — М., «Изобразительное искусство», 1990, издание 2-е, дополненное.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Подушков Д. Л. Пребывание художника Константина Алексеевича Коровина в Удомле. Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 7, июнь 1998.
  • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009. — 416 с.
  • Давтян Лариса. «Маленькая странность» Константина Коровина. Иные берега № 4(24), 2011.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную