А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Мастер Святого Франциска»

Мастер Св. Франциска (итал. Maestro di San Francesco, работал в Умбрии приблизительно в 1250—1280 гг.) — итальянский художник.

Это анонимный мастер, оставивший сравнительно большое художественное наследие. Главные его произведения находятся в Перудже и Ассизи, поэтому один из этих городов мог быть местом его рождения. Имя «Мастер св. Франциска» художнику дал немецкий историк искусства Генрих Тоде, назвав так автора алтарной картины «Св. Франциск и ангелы», хранившейся в церкви Санта Мария дельи Анджели в Ассизи (ныне - Монастырский музей, Ассизи).

Станковая живопись

Единственным датированным произведением Мастера св. Франциска является большой расписной крест из церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже (1272 г., ныне — Перуджа, Национальная галерея Умбрии). Специалисты считают, что над ним мастер работал вместе с помощником. В этом кресте видно сильное влияние Джунта Пизано, однако Мастер св. Франциска использовал свою, более яркую колористическую гамму. Следом, в результате обнаружения стилистического сходства ему стали приписываться: двусторонний алтарь, происходящий из церкви Св. Франциска в Прато, от которого сохранились три части — центральная панель на одной стороне которой «Снятие с креста», на другой "Оплакивание", и две боковые створки с изображениями "Св.Франциска", "Св. Антония Падуанского" и апостолов Петра и Павла (ок. 1272г., Перуджа, Национальная галерея Умбрии), двусторонний расписной обрядовый крест из той же галереи,который ранее находился в церкви Санта Мария делла Мизерикордия, Перуджа, «Пророк Исайя» (Ассизи, сокровищница церкви Сан Франческо); ещё один алтарь, также сохранившийся лишь фрагментарно — «Св. Матфей» и «Иоанн Богослов» (Вашингтон, Национальная галерея), «Св. Петр» (Брюссель, собрание Стокле), «Св. Симон и Св. Варфоломей» (Нью Йорк, Музей Метрополитен, собрание Лемана). Кроме перечисленных работ наиболее известны три его расписных креста (Париж, Лувр; Лондон, Национальная галерея; и Флоренция, собрание Актон).

Во всех работах Мастер св. Франциска демонстрирует свою независимость по отношению к формам, пришедшим из поздневизантийского искусства, распространившегося в то время не только в Тоскане, но и в Умбрии. Он делает свои персонажи более выразительными, живыми усиливая или разрушая их размеренные линии, и придавая им остроту. В «Распятии» 1272 года мастер так искривляет линию тела Христа, что она едва не уходит из поля табеллоне. В работе над крестами Мастер св. Франциска опирался на творчество своего современника Джунта Пизано. Специалисты считают, что он был проводником творчества Джунта в Умбрии.

Фрески

Крупнейшей работой Мастера св. Франциска являются росписи Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, где в центральном нефе сохранились его фрески, правда, изрядно пострадавшие из-за осыпания штукатурки. Это были первые росписи в недавно построенном храме, и они были доверены именно этому мастеру. Письменных источников, указывающих время начала работ не сохранилось, но специалисты предполагают, что это примерно 1260 год. На северной стене размещен Страстной цикл — «Несение креста», «Снятие с креста», «Оплакивание Христа», «Христос в Эммаусе», а на противоположной, южной стене фрески посвященные житию св. Франциска — «Видение папы Иннокентия III», «Проповедь птицам», «Стигматизация св. Франциска», «Обретение мощей». Такое расположение было призвано внушить паломникам мысль о тесной связи между Христом и св. Франциском, соотнести их жизненные пути. Литературным источником для фресок послужили два тома жития св. Франциска, составленные Томмазо ди Челано с 1228 по 1229, и с 1246 по 1247 годы.

Фрески Мастера св. Франциска были совершенно новым словом в росписи церквей той эпохи. Достаточно посмотреть на страдающую Марию в сцене «Оплакивания Христа», чтобы стало ясно, в какой мере мастер продвинулся вперед в изображении жизнеподобия событий по сравнению с художниками начала и середины XIII века. Разумеется, его живопись находилась в тесной связи с византийской традицией, но динамика контуров и жизненная экспрессия далеки от византийского благонравия. Эта эмоциональная живопись имеет явную связь с тосканской традицией середины XIII века, выразившейся в распятиях Джунта Пизано, рельефах Никколо Пизано и в творчестве сиенских художников второй половины XIII века. Специалисты предполагают, что если Мастер св. Франциска был не тосканского происхождения, то он явно обучался живописи в тосканских мастерских.

Литература

  • Иоахим Пешке. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии.(1280—1400) Белый Город. 2003.
  • Enciclopedia dell’arte medievale. Roma. 1992.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную