А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Тер-Оганьян, Авдей Степанович»

Авдей Тер-Оганьян
Авдей Тер-Оганьян, 2008 г.
Авдей Тер-Оганьян, 2008 г.
Имя при рождении:

Авдей Степанович Тер-Оганьян

Дата рождения:

9 декабря 1961(1961-12-09) (50 лет)

Место рождения:

Ростов-на-Дону

Гражданство:

 СССР
 Россия

Жанр:

живопись, перформанс, инсталляция

Учёба:

Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова

Стиль:

апроприация, постмодернизм,
эстетика взаимоотношений

Известные работы:

«В сторону объекта»,
Школа современного искусства

Влияние на:

общество «Радек»

Авде́й Степа́нович Тер-Оганья́н (9 декабря 1961, Ростов-на-Дону) — российский художник, основатель товарищества «Искусство или смерть», галереи в Трёхпрудном переулке, галереи «Вперед!»[1][2]. Один из ярких представителей Московского акционизма[3].

Биография

Родился 9 декабря 1961 года в Ростове-на-Дону. Учился в детской художественной школе, где познакомился со своим, как он считает, единственным настоящим учителем, скульптором Борисом Ивановичем Мыгасом[4]. Был участником клуба «Это». C 1978 по 1982 год учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова, которое так и не окончил, поскольку дважды был из него исключён за эстетическую несовместимость[5]. В 1988 году основал в Ростове-на-Дону товарищество «Искусство или смерть»[6][7]. В 1988 году впервые в России организовал выставку товарищества в ростовском общественном кооперативном туалете[8][9]. В 1989 г. перебрался в Москву. Руководил галереей в Трёхпрудном переулке, галереей «Вперед!»[3].

В 1995—1998 руководил «Школой современного искусства», в которой обучал подростков (в том числе своего сына Давида) теории и практике авангардного и поставангардного искусства, часть которых стали действовать как Общество Радек[10].

На выставке «Арт Манеж-98» 4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян выступил с перформансом «Юный безбожник», где он публично рубил топором репродукции православных икон[11], после чего против него было открыто уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды (статья УК РФ 282). Не дожидаясь суда, Авдей Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии. Жил и работал в Берлине, где возобновил работу Школы современного искусства и галереи «Вперед!». По утверждению журналиста издания Коммерсантъ Анны Толстовой, является "первым художником-политэмигрантом в истории пост-советской России"[12].

Творчеству и судьбе Тер-Оганьяна посвящена книга Мирослава Немирова «А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт» (1999)[9]. Некоторые критики считают, что Авдей Тер-Оганьян и все художники «Трехпрудного» относились к категории художников, которые в Москве «определили дух девяностых»[13].

В рейтинге журнала «Артхроника» «50 самых влиятельных людей в российском искусстве 2010» Авдей Тер-Оганьян занял 23 место[14].

В настоящее время живёт и работает в Праге.

Работы Тер-Оганьяна на выставке «Русский контрапункт» в Лувре

В сентябре 2010 года работы Авдея Тер-Оганьяна из серии печатных работ[15] «Радикальный абстракционизм»[16] (2004) были исключены из программы готовящейся в рамках Года России во Франции выставки «Русский контрапункт»/«Le contrepoint Russe» в Лувре[17]. Со слов представителя ГЦСИ работы Тер-Оганьяна решили не отправлять за рубеж, так как они «содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды»[16]. «Эти работы из серии „Радикальный абстракционизм“ не получили разрешение от Росохранкультуры на вывоз, поэтому остались в Москве»[18]. 26 сентября 2010 года Тер-Оганьян выступил с открытым письмом, в котором отказался принимать участие в выставке, если не будут выполнены два условия: 1. Его работы для выставки должны быть официально выпущены из Москвы; 2. Должен быть продлён российский паспорт художнику Олегу Мавроматти, преследуемому по ст. УК РФ 282, и которому грозит экстрадиция в Россию[19][20]. После ряда протестных мероприятий со стороны художников и общественности, Минкульт РФ разрешил вывоз работ из России[21]. Поскольку не был выполнен пункт 2 ультиматума (касательно Олега Мавроматти), Тер-Оганьян объявил выставке бойкот и призвал остальных участников выставки к нему присоединиться. Однако организаторы выставки, несмотря на официальный отказ Авдея Тер-Оганьяна от участия в выставке, разместили в экспозиции все четыре его работы, заявленные ранее[22]. Сам Тер-Оганьян даже не получил приглашения на открытие выставки[23], и прибыл на неё с целью дальнейшего бойкотирования и выступления в поддержку Мавроматти — за свой счёт[24].

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Государственный Центр современного искусства, Москва.
  • Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
  • Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
  • Коллекция Альберто Сандретти, Италия.[25]
  • Оклахомский художественный музей, коллекция Кристиан Кизи, Оклахома-Сити, США.
  • Коллекция Евгения Нутовича, Москва.

Цитаты

  • «Оказалось, что самым страстным любителем живописи, тончайшим и колористом, и эстетом был Авдей Тер-Оганьян, разворошивший гадюшник общественного мнения своей акцией „Юный безбожник“. В его ранних наглых, неоэкспрессионистских ремейках такие импрессионисты и кубисты, Джорджоне и Энгры, Малевичи, Клее и Уорхолы, такой умопомрачительный Матисс, что даже неловко как-то становится, что человек вот так во всю глотку орет о своей любви. Когда видишь портрет Делекторской, понимаешь, как любил Матисс свою секретаршу, но когда видишь матиссовскую Делекторскую, переписанную Тер-Оганьяном, понимаешь, что этот выгнанный из худучилища хам любил её еще больше»[12] — А. Толстова, «Коммерсантъ», 2009.
  • «… логика бунта против любых институций привела Тер-Оганьяна к созданию собственной, вызывающей и издевательской „школы молодых авангардистов“, а еще позже — к вынужденной эмиграции из России, после православной травли, устроенной против художника церковными общественниками, сочувствующими им чиновниками и прочими защитниками икон, которые Авдей публично рубил топором в московском Манеже» — Михаил Подзорный, Rabkor.Ru[26].

Персональные выставки

  • 2009 — «SHIT IN ART» (совм. с Иварсом Гравлейсом). Галерея «36», Оломоуц.
  • 2008 — «Лица искусства XX века» (совм. с Вацлавом Магидом). Галерея «Футура», Прага.
  • 2008 — «Ольга Свиблова — говно, или Конец критического дискурса» (совм. с Зоей Черкасской). Галерея М. и Ю. Гельман, Москва[27].
  • 2006 — «Школа Авангардизма». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 2006 — «Telefonrechnung». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «Rot» (совместно с Е. Колбасиной). Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «After Kitup». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «Голоса» (аудио реди-мейд, совм. с Алексеем Булдаковым). Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2006 — «Avdey Ter-Oganian. Retrospective» / Авдей Тер-Оганьян. Ретроспектива. Ставангер, Норвегия.
  • 2005 — «Luftfolie». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2005 — «Левый Марш». Перформанс-Интервенция на вернисаже 2-ой Пражской биеналле. Display — Space for Contemporary Art, Прага.
  • 2005 — «Школа Авангардизма». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2005 — «Project of the assertion of the new. Avdey Ter-Oganian 1982—2005. Retrospective» / «Авдей Тер-Оганьян. Ретроспектива». Kulturhus Stavanger, Норвегия.
  • 2004 — «Ready-made now». Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2004 — «Хорст Ебауер — чемпион мира» (совм. с Ильей Китупом), Галерея «Вперед!», Берлин.
  • 2004 — «Полосочки». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 2003 — «Ненормативная живопись». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 2003 — «Yves Klein, Exercise». Display — Space for Contemporary Art, Прага.
  • 2000 — Галерея «Вперед!». Галерея NoD, Прага.
  • 1999 — «Работы Авдея Тер-Оганьяна из коллекции галереи М. Гельмана». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1999 — «10 лет в искусстве». Центр современного искусства, Москва.
  • 1998 — «Вон из искусства!». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1996 — «Солнце в бокале». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1993 — «Некоторые проблемы реставрации произведений современного искусства». Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва[28].
  • 1992 — «Натюрморт с подсвечником». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1992 — «L.H.O.O.Q.» — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «Из нового». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «В сторону объекта». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «Вперед». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1992 — «Карлики». (совм. с Ильей Китупом) — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.
  • 1991 — «Плохая живопись» (Совместно с В. Ситниковым). Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1981 — «Авдей Тер-Оганьян». Городской психиатрический диспансер, Ростов-на-Дону.
  • 1980 — «Авдей Тер-Оганьян». Молодежный центр «ЭТО», Ростов-на-Дону.

Галерея

Некоторые групповые выставки

  • 2010 — «Контрапункт: современное русское искусство». Лувр, Париж. Выставка была бойкотирована А. Тер-Оганьяном.
  • 2010 — «Свободы!..». Квартирная выставка, Москва.
  • 2009 — «Ночь в музее». Пермский музей современного искусства, Пермь.
  • 2009 — «Товарищество „Искусство или смерть“». Государственный музей современного искусства, Москва.
  • 2009 — «Видение». Пермский музей современного искусства, Пермь.
  • 2009 — «Ремейк». М-галерея, Ростов-на-Дону.
  • 2009 — «МосквАполис». Пермский музей современного искусства, Пермь.
  • 2008 — «Русское бедное». Речной вокзал, Пермь.
  • 2008 — «О смертном в искусстве. Памяти Николая Константинова». М-галерея, Ростов-на-Дону.
  • 2007 — «Запретное искусство — 2006». Музей А. Д. Сахарова, Москва.
  • 2003 — «Осторожно, религия!». Музей А. Д. Сахарова, Москва.
  • 1991 — «В субботний вечер». Бывший музей Ленина, Львов.
  • 1990 — «За культурный отдых» (совм. с Ильей Китупом). Выставочный зал «На Каширке», Москва.
  • 1990 — «В ожидании отдыха». (совм. с Ильей Китупом) Культурный центр на Петровских линиях, Москва[29].
  • 1990 — «Великие чародеи живописи». Пересветов пер., Москва.
  • 1989 — «Выставка, которая не считается, потому что все очень плохо». Гостиница «Юность», Москва.
  • 1989 — «Италия имеет форму сапога». Выставочный зал Союза художников, Ростов-на-Дону.
  • 1988 — «Провинциальный авангард». Кооперативный туалет «Прогресс», Ростов-на-Дону.
  • 1988 — «Жупел». Выставочный зал Союза художников, Ростов-на-Дону.
  • 1988 — «Однодневная выставка». ДК завода «Прибой», Таганрог[30].

Акции и перформансы

  • 1998 — Акция на ул. Грановского, Москва.
  • 1997 — «Школа современного искусства» (в рамках Фестиваля «Золотая маска»). ВТО, Москва.
  • 1996 — «Галерея „Вперед“ представляет перформансы московских художников» (в рамках Восточноевропейского Фестиваля перформансов). Тимошоара, Румыния; Берлин, Германия.
  • 1992 — «Футуристы выходят на Кузнецкий» (акция). Кузнецкий мост, Москва.

Кураторские проекты

  • 1998 — «Вон из искусства!». Галерея М. Гельмана, Москва.
  • 1997 — «Портативный музей» (на основе коллекции современного искусства Музея-заповедника «Царицыно»). Центр Современного искусства Сороса, Москва. Галерея «Ape-Форум», Ярославль.
  • 1995 — «Упражнения». ЦСИ, Москва.
  • 1992 — «За абстракционизм». Галерея в Трехпрудном пер., Москва.
  • 1992 — «Вопросы искусства». L Галерея, Москва.
  • 1992 — «Форма и содержание» (совместно с К. Реуновым). Галерея в Трехпрудном пер., Москва.
  • 1991 — «В субботний вечер». Бывший музей Ленина, Львов.
  • 1990 — «За культурный отдых» (совм. с Ильей Китупом). Выставочный зал «На Каширке», Москва.
  • 1990 — «В ожидании отдыха». (совм. с Ильей Китупом) Культурный центр на Петровских линиях, Москва[29].
  • 1990 — «Великие чародеи живописи». Пересветов пер., Москва.
  • 1989 — «Выставка, которая не считается, потому что все очень плохо». Гостиница «Юность», Москва.
  • 1989 — «Италия имеет форму сапога». Выставочный зал Союза художников, Ростов-на-Дону.
  • 1988 — «Провинциальный авангард». Кооперативный туалет «Прогресс», Ростов-на-Дону.
  • 1988 — «Жупел». Выставочный зал Союза художников, Ростов-на-Дону.

Фильмография

  • «Кошляков, Шабельников, Тер-Оганьян, Сигутин». Д/ф, «Art via Video», 2006.

Семья

  • Анна Бражкина (1959) — жена, филолог и переводчик.
  • Давид Тер-Оганьян (1981) — сын, художник.
  • Иван Бражкин (1985) — сын, художник.

Ссылки

Источники

  1. Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-91611-006-7.
  2. Ерофеев А. Авдей Тер-Оганьян // Сегодня. — 1993. — 11 сент.
  3. 1 2 Ковалев А. Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
  4. Диченко А. Искусство или смерть // Большой. — 2011. — 25 июля.
  5. Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — С. 75. — ISBN 978-5-91611-006-7.
  6. Ковалёв А. Именной указатель. — М.: НЛО, 2005. — 400 с. — ISBN 5-86793-356-3.
  7. Белозор М. Волшебная страна. — С.-Пб: Красный матрос, 1999. — 158 с. — ISBN 5-7187-0358-2.
  8. Тер-Оганьян А. Группа товарищей // АртХроника. — 2009. — № 9.
  9. 1 2 Немиров М. М. А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. — М.: GIF, 1999. — 96 с. — ISBN 5-9237-0002-6.
  10. К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. — М.: GIF, 2007. — 560 с. — ISBN 5-9237-0026-3.
  11. Герасимов А. Безбожник разжигал религиозную вражду // Коммерсантъ. — 1999. — 4 марта.
  12. 1 2 Толстова А. Ростовские великие. Товарищество «Искусство или смерть» в Москве // Коммерсантъ. — 2009. — 29 сент.
  13. Дёготь Е. Письмо из Турина: искусство модернизации // OpenSpace.Ru. — 2010. — 8 окт.
  14. Собств. корр. 50 самых влиятельных людей в российском искусстве 2010 // Артхроника. — 2011. — № 1.
  15. Рифф Д. Над кем смеялся Тер-Оганьян // OpenSpace.Ru. — 2010. — 28 сент.
  16. 1 2 Собств. корр. Работы Авдея Тер-Оганьяна не пустили на выставку в Лувр // Lenta.Ru. — 2010. — 24 сент.
  17. Собств. корр. Работы Тер-Оганьяна не поедут в Париж // OpenSpace.Ru. — 2010. — 24 сент.
  18. Собств. корр. Минкультуры РФ не выпустило на выставку в Лувр работы Тер-Оганьяна // РИА Новости. — 2010. — 24 сент.
  19. Тер-Оганьян А. Открытое письмо участникам выставки в Лувре // teroganian.livejournal.com. — 2010. — 26 сент.
  20. Собств. корр. Российские художники бойкотируют выставку в Лувре // Grani.Ru. — 2010. — 26 сент.
  21. Собств. корр. Работы Тер-Оганьяна выпустили из России // OpenSpace.Ru. — 2010. — 8 окт.
  22. Романцова О. Лувр не позволил поменять картину про Путина на манифест несогласного художника // Gzt.Ru. — 2010. — 14 окт.
  23. Григорян М. Нужны ли скандалы актуальному искусству // Сноб. — 2010. — 14 окт.
  24. Добровольский В. Многострадальная русская выставка «Контрапункт» открылась в Лувре // РИА «Новости». — 2010. — 13 окт.
  25. Орлова М. Коммунизм из подполья. Коллекция Альберто Сандретти впервые представлена публике // Коммерсантъ. — 2007. — 20 окт.
  26. Подзорный М. Биеннале для левых // Rabkor.Ru. — 2009. — 25 сент.
  27. Будрайтскис И. Авдей Тер-Оганьян, или Последний авангардист // Художественный журнал. — 2008. — № 70.
  28. Брэндон Тейлор. Актуальное искусство. 1970—2005. — М.: Слово, 2006. — С. 120. — ISBN 5-85050-884-8.
  29. 1 2 Орлова М. Украшение красивого, или В ожидании культурного отдыха // Гуманитарный фонд. — 1990. — № 14.
  30. Афанасьева Е. Штрихи к портрету выставки // Комсомолец. — 1988. — 29 марта.

Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную