Грегорио ди Чекко (итал. Gregorio di Cecco di Luca; известен с 1389 г. по 1424 г.) — итальянский художник, сиенская школа. О Грегорио очень мало сведений. Известно, что он был приёмным сыном и учеником Таддео ди Бартоло, работал в его мастерской, а единственным достоверным произведением является алтарь, написанный им в 1423 году для капеллы Франческо Толомеи в сиенском соборе, на котором стоит его подпись. Остальные работы, которые ему приписывают сегодня: «Мадонна на троне с ангелами» (Музей Лихтенштайн, Вена), «Обручение Марии» (Лондон, Национальная галерея), «Рождество Марии» (Ватикан, Пинакотека) "Распятие" (Сиена, музей Собора) и "Св. Людовик Тулузский" (Сиена, Пинакотека), "Распятие" (Авиньон, музей Пти Пале) атрибутированы по сходству с его единственной подписанной работой из Сиены. Точная дата его рождения неизвестна, имя Грегорио впервые появляется в 1389 году в Ruolo dei Pittori Sinesi (списке Гильдии сиенских художников). Его имя упоминается в 1415 году; запись сообщает об оплате за роспись таволетта для сиенской Биккерны (работа не сохранилась). Совместно с отцом, Таддео ди Бартоло, в 1420 году он работает над алтарем для капеллы Марескотти в сиенской церкви Сан Агостино. На алтаре стояла его подпись, однако сам алтарь до нашего времени не дожил. Известно, что этот алтарь состоял из статуи Мадонны дель Магнификат, созданной скульптором Джованни ди Турино (сохранилась), и картин написанных Грегорио ди Чекко. В завещании Таддео ди Бартоло, датированном 25 октября 1421 года, сообщается, что Грегорио, к тому времени уже полноправный партнер, является приёмным сыном и наследником имущества Таддео ди Бартоло в случае его смерти (Таддео скончался в 1422 году). В 1422 году Грегорио работает в качестве одного из консультантов при строительстве сиенской церкви Сан Паоло и ее крытой галереи. 11 апреля 1423 года художник женится на Якопе, дочери сиенского скульптора Доменико ди Никколо де Кори (1363-1453), с которым он работал в капелле Толомеи Сиенского собора. В этом же 1423 году он закончил работу над полиптихом для капеллы Толомеи, на котором оставил дату и подпись. На центральной панели этого алтаря Грегорио ди Чекко изобразил Мадонну с младенцем и шесть ангелов, а по сторонам от нее святых Августина, Иоанна Крестителя и апостолов Петра и Павла, над которыми расположились четыре евангелиста. На пинаклях художник изобразил святых Блеза и Ансания, а также архангела Гавриила, благовестующего Марии о рождении Христа (Турин, частное собрание). Исследователи отмечают, что этот полиптих был первым в Сиене, в котором центральная панель несла изображение Мадонны Смирение. Образ, по всей вероятности, художник позаимствовал у Амброджо Лоренцетти с его "Мадонны дель латте" (Архиепископская семинария, Сиена), а типажи лиц продолжают традицию заложенную Симоне Мартини. Этой традиции придерживался и учитель Грегорио - Таддео ди Бартоло. Три панели пределлы алтаря стилистически близкие полиптиху Толомеи датируются 1420 годом и также приписываются кисти Грегорио. Центральная из них - это, по всей вероятности, "Распятие" из музея сиенского Собора, две другие - "Рождество Марии" (Музеи Ватикана, Рим) и "Обручение Марии" (Лондон, Национальная галерея). Эти панели одно время приписывали Гвальтьери ди Джованни и Бенедетто ди Биндо, потому что стилистически они близки манере Таддео ди Бартоло, у которого они все учились и работали в мастерской. Алтарь Толомеи дошёл до наших дней не полностью. Это единственная надёжно атрибутированная работа мастера. Исследователи его творчества отмечают, что, несмотря на явные черты сходства произведений Грегорио с работами его учителя, для них характерна более тонкая и рафинированная стилистика, а также более изысканная колористическая гамма.
Библиография.
Работы художника |