Ян Адам Круземан (нидерл. Jan Adam Kruseman, иногда транслитерирован Крюземан; Харлем, Нидерланды 12 февраля 1804 — Харлем, Нидерланды 17 марта 1862) — нидерландский художник, который был очень прославлен в свое время, но теперь почти неизвестен. Ян Адам Круземан жил с 1819 г. до 1822 г. и с 1824 до 1851 в Амстердаме, где он учился у известного художника Корнелиса Круземана (1797 — 1857). Тот был на 7 лет старше троюродного брата Яна Адама Круземана. С 1822 г. до 1824 г. Круземан был в Брюсселе, где он учился у Франсуа Жозефа Навеза (1787 — 1869)и у Жак-Луи Давида (1748 — 1825). Вернувшись в Амстердам он женился на Алиду де Врис в 1826 г. У них родилось девять детей, из которых два умерли, не прожив и года. В 1836 году семья еще увеличилась с приездом Петруса Аугустуса де Хенестета (1829 — 1861), который остался один после смерти своей матери, сестры жены Яна Адама Круземана. Де Хенестет стал самым любимым поэтом своего поколения. Ян Адам Круземан был особенно известен своими портретами дворян и богатых зажиточных горожан. Но еще он писал членов нидерландской королевской семьи. Это началось с посмертного портрета императора Александра I, который Круземан написал в 1933 г. по заказу Адриана ван дер Хопа, богатого амстердамца, чтобы подарить его великой княжне Анне Павловне (1795 — 1865), жене голландского кронпринца Виллема II и сестре императора Александра I (Этот портрет находится в Stichting Historische Verzamelingen van het Huis van Oranje Nassau, 's Gravenhage, Nederland). Удача этой картины привела к тому, что Круземан смог написать в 1837 г. и портрет короля Виллема I и его сына. Когда в 1840 году, после отречения от престола своего отца, Виллем II стал королем, Круземан тотчас получил заказ, чтобы написать официальный портрет. Он написал еще 6 портретов Виллема II, а в 1852 г., через три года после смерти короля, портрет его вдовы Анны Павловны (Этот портрет находится в Stichting Historische Verzamelingen van het Huis van Oranje Nassau, 's Gravenhage, Nederland). Во всех портретах бросается в глаза во-первых удивительное выражение самодовольства персонажей, во-вторых как искусно и подробно выписаны платья и костюмы. Литература
Ссылки |