А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Альтман, Натан Исаевич»

Альтман, Натан Исаевич
Фотография
Дата рождения:

10 (22) декабря 1889(1889-12-22)

Место рождения:

Винница, Российская империя

Дата смерти:

12 декабря 1970(1970-12-12) (80 лет)

Место смерти:

Ленинград, СССР

Гражданство:

 Российская империя,  СССР

Жанр:

живописец, скульптор и театральный художник

Натан Исаевич Альтман (1889—1970) — советский живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник, Заслуженный художник Российской Федерации (1968), мастер портрета.

Биография

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 г. в Виннице, в семье еврейского торговца. Рано лишился отца. С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина. Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей).

9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, — «Гадибук» С.А. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова[1]. Оба спектакля имели большой резонанс. Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Пулвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему и назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925 съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой — Иерусалимка — сохранился в том первозданном виде, в каком подобные поселки были ещё при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.

Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В.Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 1914—1923 годы — 1-я линия, 4;
  • 1937—1941 годы — «Дом специалистов» — Лесной проспект, 61, кв. 157;
  • 07.08.1944 — 12.12.1970 — «Дом специалистов» — Лесной проспект, 61.
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810290002объект № 7810290002

Произведения

  • Портрет А. А. Ахматовой, 1914, Русский музей, Санкт-Петербург
  • Автопортрет, скульптура, 1916
  • цикл «Еврейская графика», 1914
  • Портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея, Москва
  • Бюст Вильгельму Рентгену, 1920, дерево, Санкт-Петербург, Улица Рентгена, д. 6 (не сохранился, в 1928 году заменён памятником работы В. А. Синайского)
  • Петрокоммуна,
  • Материальный подбор,
  • Россия. Труд

Театральные работы

  • «Король Лир», ГБДТ, 1941
  • «Гаянэ», 1942, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
  • «Отелло», 1944, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
  • «Гамлет», 1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина

Источники

  • Петров В. Разносторонний художник. «Творчество», 1969, № 10.
  • Эткинд М. Н. Альтман. М., 1971
  • Альтман Н. 1889-1970. Каталог выставки. Вступительная статья А. А. Каменского. М., 1978.
  • Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А—В. Т.8. СПб., Palace Edition, 1997. С.22-25.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.

Примечания

  1. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X

См. также

  • Список живописцев России 20 века
  • Список живописцев Ленинградского Союза художников
  • Ленинградский Союз художников

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную