Мантенья, Андреа |
Автопортрет (крайний справа) с женой (крайняя слева) на полотне «Принесение во храм», 1465-1466, Берлинская картинная галерея |
Имя при рождении: |
Andrea Mantegna
|
Дата рождения: |
1431 год(1431)
|
Место рождения: |
Изола-ди-Картуро, Италия
|
Дата смерти: |
13 сентября 1506(1506-09-13)
|
Место смерти: |
Мантуя, Италия
|
Гражданство: |
Италия
|
Жанр: |
фреска, живопись
|
Учёба: |
Франческо Скварчоне
|
Стиль: |
Итальянский Ренессанс
|
Известные работы: |
Святой Себастьян, Комната супругов, Мёртвый Христос
|
Влияние на: |
Дюрер
|
|
Андре́а Манте́нья (итал. Andrea Mantegna, ок. 1431, Изола-ди-Картуро, Венето — 13 сентября 1506, Мантуя) — итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса, писал в жёсткой и резкой манере.
Биография
Мантенья родился около 1431 г. в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции, в семье дровосека. В 1441 г. был усыновлен художником Франческо Скварчоне. Учился изобразительному искусству, а также латыни у Скварчоне, в 1445 г. был записан в цех живописцев Падуи.
В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. В молодости испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло.
В 1453 г. Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). В 1460 г. он становится придворным художником у герцогов Гонзага.
Мантенья скончался 13 сентября 1506 г. в Мантуе. Его прах покоится в базилике Сант-Андреа.
Произведения
Один из крупнейших гуманистов Италии, Мантенья был знатоком и собирателем произведений античной культуры. Благодаря в том числе и глубокому пониманию античности, Мантенья стал радикальным новатором живописи.
- «Битва морских божеств». Ок. 1470. Резцовая гравюра на меди.
- «Мёртвый Христос». Ок. 1500. Пинакотека Брера, Милан.
- «Триумф Цезаря». Картон. 1485—1488. Хэмптон-корт, Лондон.
- «Юдифь». Тушь, перо, кисть.1491. Галерея Уффици, Флоренция.
- «Шествие святого Иакова на казнь». Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449—1455. (Не сохранилась).
- «Святой Себастьян». 1470
- «Парнас». 1497. Лувр
- «Святой Себастьян». 1480—1485
- Камера дельи Спози замка Сан-Джорджо в Палаццо Дукале (Мантуя). 1474.
- «Ecce Homo», Музей Жакмар-Андре, Париж
- «Успение Богородицы». Ок. 1462. Музей Прадо, Мадрид.
- Алтарь Сан Дзено. 1456—1459. Верона, церковь Сан Дзено.
Литература
- 3намеровская Т. П., Андреа Мантенья, Л., 1961;
- Лазарев В. Н., Мантенья, в книге: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 201—270;
- Kristeller P., A. Mantegna, B. — Lpz., 1902;
- Fiocco G., Mantegna, Mil., 1937;
- Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955;
- Paccagnini G., Andrea Mantegna, Mil., 1961.
- Janson, H.W., Janson, Anthony F.History of Art. Harry N. Abrams, Inc., Publishers. 6 edition. January 1, 2005. ISBN 0-13-182895-9
Ссылки
|