Ларионов, Михаил Фёдорович |
|
Дата рождения: |
3 июня 1881(1881-06-03)
|
Место рождения: |
Тирасполь, Херсонская губерния
|
Дата смерти: |
10 мая 1964(1964-05-10) (82 года)
|
Место смерти: |
Фонтене-о-Роз
|
Жанр: |
Авангард
|
|
Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881, г. Тирасполь, Херсонская губерния — 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз) — русский художник, один из основоположников русского авангарда.
Биография
Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.
1898—1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве.
С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании С. И. Щукина.
В 1902—06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).
В 1906 посетил Париж.
1907 — испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).
Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
1914 — призван на военную службу в связи с началом Первой мировой войны, вскоре комиссован по ранению.
С 1919 — постоянно проживает в Париже.
Выставки
Совместно с Н.С.Гончаровой — активный участник «левого направления» в искусстве, инициатор серии громких выставок:
- 1910 — «Бубновый валет»
- 1912 — «Ослиный Хвост»
- 24 марта (6 апреля) — 7 (20) апреля 1913 — «Мишень»
Иллюстрации и книжная графика
Активно работал с издательствами, в 1910-е гг. исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).
Театральные работы
С 1915 по 1929 оформлял балетные постановки в антрепризе С. П. Дягилева (вместе с Гончаровой — «Русские сказки» Лядова, 1916; «Шут» Прокофьева, 1921), в живописи вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту.
Кинематограф
1913 «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, когда группа «Ослиный хвост» уже распалась.
Сочинения
Библиография
- История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125—130;
- Сарабьянов Д., Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова, в его кн.: Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов, М., 1971;
- George W., Larionov. P., 1966.
- Ковтун Е.Ф. Михаил Ларионов. 1881-1964, Аврора, 1998;
- Романович С. М. Воспоминания о М. Ларионове. Компакт диск «Художник Сергей Романович в живописи и слове». М. 2003 или сайт в интернете с адресом: maakovets.narod.ru.
Галерея
- «Куст сирени в цвету», 1904, ГТГ
- «Офицерский парикмахер», 1909, Частное собрание.
- «Отдыхающий солдат», 1911, ГТГ
- «Весна», 1912, ГТГ
Ссылки