Павел Варфоломеевич Кузнецов |
|
Дата рождения: |
17 ноября 1878(1878-11-17)
|
Место рождения: |
Саратов, Российская империя
|
Дата смерти: |
21 февраля 1968(1968-02-21) (89 лет)
|
Место смерти: |
Москва, СССР
|
Гражданство: |
СССР
|
|
Павел Варфоломеевич Кузнецов (5(17) ноября 1878, Саратов — 21 февраля 1968, Москва), российский живописец.
Биография
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства».
В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.
В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).
Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».
В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).
В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича.
Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931).
1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах.
Скончался в Москве 21 февраля 1968 года.
Театральные работы
Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914, постановка А. Я. Таирова).
Выставки
- Париж (1906)
- «Голубая роза» (1907)
- Париж (1923)
Галерея
- Голубой фонтан (темпера, 1905, ГТГ).
- Утро (темпера, 1905, ГТГ).
- Рождение (1906)
- Спящая в кошаре (1911)
- Мираж в степи (темпера, 1912, ГТГ)
- Вечер в степи (темпера, 1912, ГТГ)
- Стрижка овец (1912)
- Дождь в степи (1912)
- Чайхана (1912)
- Натюрморт с японской гравюрой (1912)
- Гадание (1912)
- Птичий базар (1913)
- В храме буддистов (1913)
- Сбор плодов, Азиатский базар (эскизы росписи Казанского вокзала, 1913—1914 гг., неосуществены)
- У источника (1919—1920)
- Узбечка (1920 г.)
- Птичница (начало 1920-х гг.),
- Горная Бухара (серия автолитографий, 1923)
- Туркестан (серия автолитографий, 1923)
- Парижские комедианты (1924—1925)
- Отдых пастухов (секко, 1927, Русский музей)
- Сбор винограда (панно, 1928)
- Крымский колхоз (панно, 1928)
- Портрет скульптора А.Т.Матвеева (1928)
- Мост через реку Зангу (1930)
- Мать (секко, 1930, ГТГ)
- Сортировка хлопка (1931, ГТГ)
- Обработка артикского туфа (1929, ГТГ)
- Пушбол (1931; ГТГ)
- Стрижка баранов (77,5 х 81,5, пастель, темпера, холст, Русский музей)
-
-
-
Натюрморт с японской гравюрой, 1912
-
Восточный мотив, 1913-1914
-
Сбор плодов, Азиатский базар, 1913-1914
Наследники
В начале 1970-х гг. официальные наследники Павла Варфоломеевича Кузнецова и Елены Михайловны Бебутовой — Павел Михайлович Кузнецов, Ольга Михайловна Дурылина, Валерия Валерьевна Бебутова — передали в дар музею имени А. Н. Радищева свыше четырехсот живописных полотен.
Библиография
- Алпатов М. В. «П. В. Кузнецов», М., 1972.
- Ромм А. Г., «П. В. Кузнецов», М., 1960;
- Сарабьянов Д. «П. Кузнецов» М., «Советский художник», 1975, с.19.
- Эфрос А. «Юбилейный эпилог. П. Кузнецов» М., «Русское искусство», 1923, № 2-3, с.6.
Музеи
Дом-музей Павла Кузнецова.
Адрес: Саратовская область, г. Саратов, ул. Октябрьская, 56 Телефоны: (8452) 23-7596
Ссылки
|