Жан Кузен Старший (Cousin; около 1500 — около 1589) — французский исторический живописец, скульптор, гравёр и резчик по дереву, один из родоначальников французской школы живописи. Обстоятельства его жизни мало известны. Вначале он занимался живописью на стекле и украсил ею окна Санского собора, хора в церкви святого Гервасия, в Париже, и церковь Богородицы в Вильневе-сюр-Ионне. Эти и некоторые другие работы в том же роде, приписываемые Кузену, не лишены благородства стиля и показывают развитую технику автора. Из его немногих достоверных картин, написанных масляными красками, наиболее любопытны «Страшный Суд» (в Лувре, в Париже) — пёстрая, запутанная композиция, замечательная, однако, по тщательности отделки и теплоте колорита, и «Eva prima Pandora» (в Маенском музее) — фигура нагой лежащей женщины, в которой художник, желая показать своё знакомство с анатомией, вдался в утрировку и безвкусие. Вообще эти картины написаны под нидерландским влиянием. Скульптурные произведения Кузена (несколько портретных фигур для надгробных памятников и барельефов) неодинаковы ценны, что можно отметить и о его гравюрах и иных работах, которые, впрочем, в основном исполнены не им самим, а другими, по его рисункам. В 1560 он издал трактат о перспективе и в 1571 сочинение о пропорциях человеческого тела и о способах его изображения в разных положениях и ракурсах («La vraie science de la pourtraicture etc.»). Жана Кузена часто сравнивали с его великим современником Альбрехтом Дюрером. Его сын, Жан Кузен Младший, также известный художник и автор известной книги «Руководство по портретной живописи», обучался при отце чтобы стать художником, обнаружил большой талант и быстро достиг уровня отца. Работы отца и сына иногда не могут различить даже специалисты. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
|