Чима да Конельяно |
Имя при рождении: |
Giovanni Batista Cima
|
Дата рождения: |
1459 год(1459)
|
Место рождения: |
Конельяно, Италия
|
Дата смерти: |
1517/1518
|
Место смерти: |
Конельяно
|
Жанр: |
на религиозную тему
|
Стиль: |
Венецианская школа живописи
|
|
Чи́ма да Конелья́но ( Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, имя при рождении — Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima; род. ок. 1459(1459) в Конельяно; умер там же в 1517 или 1518 году) — итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса.
Прозванный по имени родного города, художник Чима да Конельяно писал преимущественно алтарные иконы и картины религиозного содержания с обязательным пейзажем на заднем плане. Работал в окрестностях Венеции и вероятно в ателье Джованни Беллини, чьё влияние прослеживается в его творчестве. Имел прозвище «бедный человек Беллини». Также испытал влияние Антонелло да Мессина, Джорджоне и раннего Тициана.
Картины да Конельяно отличает лиричность, благородная простота образов, золотистый колорит, сила и гармоничность красок, характерность и выразительность представленных неподвижно в покорном смирении лиц, классическая красота персонажей, их сосредоточенная молитва, видимая связь человека с окружающей природой, тщательность деталей, широкая и красивая укладка драпировок и прозрачность света. Многие из картин Чимы да Конельяно различаются от писанных схожими с ним мастерами тем, что на заднем плане его картин изображен пейзаж с мотивом, взятым из гористых местностей родины художника — Фриуля. Пейзаж представляет невысокие холмы с замками и городскими стенами, поля и одинокие деревья, а на первом плане — скала с богатой растительностью или прекрасный портик.
Живопись
Насчитывается около сотни живописных произведений Чимы да Конельяно, из них — прим. 30 алтарных панно, 4 складня, 2 триптиха, 19 Мадонн с младенцем, 14 Благовещений и 5 Св. Иеронимов в пустыне.
- Мадонна с младенцем и св. Иаковом и Иеронимом, темпера, 1489, картинная галерея, Виченца
- Благовещение (1490) - масло, 301 cм × 211 cм, Брера, Милан
- Апостол Петр в папской тиаре и на троне, со стоящими по его сторонам Иоанном Крестителем и апостолом Павлом, Брера, Милан
- Св. Иероним в пустыне (1492), масло, Лондонская национальная галерея, Лондон
- Крещение Христа, 1494, церковь Сан-Джованни ин Брагора, Венеция
- Благовещение (1495) - темпера и масло, 136,5 cм × 107 cм, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Благовещение (1495) - масло, 105 cм × 146 cм, Национальная галерея искусства, Вашингтон
- Мадонна с апельсиновым деревом (1496-1498) - масло, 212 cм × 139 cм, Галерея Академии (Венеция), Венеция
- Мадонна на троне с младенцем Иоанном Крестителем и с четырьмя предстоящими святыми галерея Академии, Венеция
- Мадонна с шестью святыми и двумя ангелами, играющими на музыкальных инструментах галерея Академии, Венеция
- Уверение Фомы - галерея Академии, Венеция
- Св. собеседование (1496) - масло, 54 cм × 72 cм, Фонд Калустa Гулбенкяна, Лиссабон
- Апостол Марк, исцеляющий раненую руку Аниана (1497-1499), Берлинская картинная галерея, Берлин
- Св. Елена (1498) - масло, 49,5 cм × 20,5 cм, Вашингтонская национальная галерея искусства
- Введение во храм (1500) - масло, Картинная галерея, Дрезден
- Мадонна с младенцем (1504) - темпера, 66 cм × 57 cм, Уффици, Флоренция
- Мадонна с младенцем (1505) - масло, 69,5 cм × 57 cм, Лондонская национальная галерея, Лондон
- Св. Петр со св.Николаем и св. Бенедиктом (ок. 1505), Брера, Милан
- Неверие апостола Фомы, Лондонская Национальная галерея, Лондон
- Мадонна с младенцем со св. Михаилом и Андреем (1505) - масло, 194 cм × 134 cм, Национальная галерея, Парма
- Мадонна с младенцем (ca. 1505) - масло, 59 cм × 45 cм, Музей изящных искусств, Сан-Франциско
- Мадонна с младенцем tra S. Giorgio e S. Giacomo (1510-1511) - триптих - масло, 114 cм × 52 cм и 110 cм × 39 cм, Художественный музей, Кан
- Благовещение (1513) - масло, 170 cм × 110 cм, Лувр, Париж
- Апостол Петр (1516) - пинакотека Брера, Милан
- Мадонна на троне среди пейзажа, с предстоящими ей св. Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем - дерево, 168 х 110 см, поступила в Лувр в 1812 г., Париж
- Снятие с креста - масло, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
- Богоматерь с Младенцем-Христом, апостолом Петром и св. Антонием, Эрмитаж, СПБ
- Мадонна с четырьмя святыми, Берлинская картинная галерея, Берлин
- Спящий Эндимион, Нац. гал., Парма
- Вакх, музей Польди-Пеццоли, Милан
- Рождество, церковь Санта-Мария дель Кармине, Венеция
Техника живописи
Первоначальные полотна — это темперная живопись, но очень скоро Чима да Конельяно переходит, как и большинство его товарищей, на смесь сочной темперы (разведенной на яйце) с масляными красками. Писал в основном по дереву, но сохранилось и несколько холстов.
Посмертно
Среди его последователей называют Витторе Карпаччо, Тициана и даже Дюрера. В XVIII веке имел славу «венецианского Мазаччо»; оставался популярным до конца 19-го века, но в двадцатом его слава закатилась.
В родном городе Чимы из Конельяно существует дом-музей живописца (Casa museo di Giovanni Battista Cima).
Выставки
- Дворец Треченто, Тревизо, Карло Скарпа, 1962
- Дворец Сарчинелли, Конельяно, Giovanni C.F. Villa, 2010
- Музей в Люксембургском саду, Париж, Giovanni C.F. Villa, 2012
Литература
Ссылки
|