Карл Вольдемарович Иогансон (латыш. Kārlis Johansons; 1890—1929) — латвийский и советский художник. БиографияВ 1914 г. вошёл в число создателей объединения молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок» (латыш. Zaļā puķe). В революционные годы оказался в Москве (возможно, в составе отряда латышских стрелков), занимался в художественной студии при Национальном латышском комиссариате под руководством своего товарища по «Зелёному цветку» Александра Древина. В дальнейшем Иогансон входил в круг русских конструктивистов, начиная с Общества молодых художников (ОБМОХУ). На второй выставке Общества в 1921 г. Иогансон выставил «самонапряженные конструкции», которые, по мнению художника Вячеслава Колейчука, полностью реконструировавшего эту выставку в Третьяковской галерее по двум сохранившимся фотографиям, предвосхитили идею tensegrity, разрабатывавшуюся с 1950-х гг. Кеннетом Снелсоном и Р. Бакминстером Фуллером[1]. В 1923—1926 гг. Иогансон работал организатором производства на заводе «Красный прокатчик», оказавшись тем самым, по мнению американской исследовательницы Марии Гаф, единственным конструктивистом, сумевшим реализовать конструктивистскую утопию снятия противоречий между искусством и производством. Примечания
Литература
|