Иван Иванович Ендогуров (* 23 октября 1861, Кронштадт — † 29 мая 1898, о. Капри) — крупный русский живописец, график, акварелист, член Товарищества передвижных художественных выставок. Принадлежал у числу блестящих художников ХIX века, главным творческим направлением которых был лирический пейзаж. Картины художника представлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), во многих региональных музеях и галереях России, странах ближнего и дальнего зарубежья, а также частных собраниях. Старший брат акварелиста С. И. Ендогурова (1864—1894). Биография и творчествоИван Иванович Ендогуров родился в семье морского офицера, контр-адмирала Российского Императорского флота, Ивана Андреевича Ендогурова (1812—1871) и Марии Фёдоровны Андреевой (урождённой Юрьевой, дочери адмирала Ф. А. Юрьева). Когда будущему художнику не исполнилось ещё и 10 лет, ушёл из жизни его отец и заботы о семье легли на плечи матери. Живописью стал заниматься ещё в гимназии с 1870-х под руководством ставшего уже известным пейзажиста Е. Е. Волкова (1844—1920), когда у обоих братьев обнаружилась склонность к рисованию, что и обусловило их выбор дальнейшего жизненного пути: оба стали известными художниками-пейзажистами. После окончания классической гимназии в 1880 году Ендогуров поступает на юридический факультет Петербургского университета, при этом не оставляет занятия живописью и продолжает брать уроки у Е. Е. Волкова. В 1884 году он решается целиком посвятить себя искусству и поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств на отделение живописи. На очередной академической выставке 1885 года впервые появляются его картины — «Задворки», «Березовая роща», «Ранняя весна», за которую он был награжден Малой поощрительной серебряной медалью, а уже в 1890 году Академия оценивает его работы Большой поощрительной серебряной медалью.[Комм. 1][1] В том же году по окончании работы выставки художник, ощутив себя творчески сформировавшимся, покидает Академию и начинает работать самостоятельно. Краткий расцвет творчества И. Ендогурова приходится на начало 1890-х гг. Он принимает участие как в академических выставках (1885, 1890), так и в выставках Общества поощрения художеств (1886, 1889), Товарищества передвижных художественных выстовок (ТПХВ) (1886—1898) (с 1886 — экспонент, с 1895 — член Товарищества), Всемирных выставках в Париже (1889, награжден серебряной медалью за картину «Зимние сумерки») и Чикаго (1893), Международной художественной выставке в Берлине (1891). В 1886 году на конкурсе Общества поощрения художеств был удостоен серебряной медали за пейзаж «Ручеёк».[2] Постоянно жил в Петербурге. Обнаруженные ещё в молодые годы признаки чахотки и развившаяся затем сама болезнь вынуждает художника с конца 1880-х большую часть времени проводить в Крыму, Малороссии и на Кавказе. В 1890—[1893 год[|1893]] живёт в Италии, совершает путешествия по Норвегии (1890, 1895) и Франции (1893). Работает как пейзажист и маринист; обращается к технике акварели. В своём творчестве продолжает традиции русского лирического пейзажа. На академических выставках выставляются его пейзажные работы норвежского периода, периода его пребывание на Корсике (1892—1893) и в Баварии (1894). В 1895—1896 гг. художник работает в Крыму и Малороссии. В частности, за годы, проведённые в Крыму Ендогуров создал целый ряд пейзажей, из которых известны немногие: «Весна в Крыму», два крымских осенних пейзажа и «Георгиевский монастырь в Крыму (Мыс Фиолент)».[3] 17 мая 1898 года на острове Капри Иван Ендогуров в возрасте неполных 37 лет умирает от туберкулёза лёгких. Похоронен предположительно в семейной могиле на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга (могила не сохранилась). В 1898 году в залах Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка сразу трех скончавшихся в том году художников – Н. А. Ярошенко, И. И. Шишкина, И. И. Ендогурова. Популярный петербургский журнал «Живописное обозрение» откликнулся на это событие внушительной статьёй, где, в частности, отмечал:«Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его (Ендогурова — Прим.) пейзажам (их больше всего на выставке). Особенно резко это сказалось на великолепной, полной настроения картине южной ночи на прибрежном море. Наибольшее внимание привлекают эскизы художника. Здесь и север, и юг дали ему ряд лирических мотивов, полных глубокого чувства, изменения нежной поэтической души».[4] В 1899, на следующий год после смерти молодого живописца, вдова контр-адмирала И. А. Ендогурова М. Ф. Андреева и мать художника, на свои средства учредила при Императорской Академии художеств премию по разделу пейзажной живописи имени своих беззвременно ушедших сыновей, братьев И. И. и С .И. Ендогуровых, — «За картину достойнейшему из пейзажистов». Премия вручалась за лучшее произведение пейзажной живописи, выполненное оканчивавшими курс Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, и считалась одной из самых престижных и материально значимых того времени (премия существовала до 1917).[5] Значение творчестваТалант живописца был признан уже в самом начале художественной деятельности Ивана Ендогурова. Так, один из критиков после смерти художника писал: «Его живопись, мягкая и гармоничная, отличалась необыкновенно интимным характером».[3] Судьба и драматические повороты истории разбросали по всему свету произведения этого талантливого автора тонких и пленяющих пейзажей, запоминающихся своей выразительностью и разнообразием мотивом образов природы. Живописец любил раннюю весну и раннюю осень, обыденную природу севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем. У Ендогурова, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется большой интерес к передаче изменчивых состояний окружающей природы, его картины отличает глубина проникновения в её мир, они наполнены и одухотворены восхищённой нежностью и бережной любовью художника к ней.[3] Талант Ендогурова отмечал такой страстный хранитель и пропагандист идей передвижников, как В. В. Стасов (1824—1906), который в своём печатном обзоре российской живописи второй половины XIX века писал: «Хорошими пейзажистами этого периода были также Власов, Беггров, барон М. К. Клодт, Ендогуров, Светославский, Поленов...» В парижском издании 1910 года альбома избранных картин Музея Александра III, куда вошли работы лучших 50 художников и где была представлена картина «Начало весны», составитель назвал Ендогурова «лучшим из лучших»: «Ширь, воздушность и настроение - всегда хорошо передавались им, и это прекрасно видно на прилагаемой картине».[4] Семья
Комментарии
Известные работы
Примечания
СсылкиСм. также
Литература
|