А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Джентилески, Артемизия»

Джентилески, Артемизия
Автопортрет в образе аллегории Живописи
Автопортрет в образе аллегории Живописи
Имя при рождении:

Artemisia Gentileschi

Дата рождения:

8 июля 1593(1593-07-08)

Место рождения:

Рим

Дата смерти:

1653 год(1653)

Место смерти:

Неаполь

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим — ок. 1653, Неаполь) — итальянская художница.

Биография

Как все художницы эпохи, дочь живописца. Её отец — Орацио Джентилески, принадлежал к школе Караваджо. Мать умерла, когда дочери было двенадцать. В 1612 году она была обесчещена флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с её отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы. Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613). К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.

Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в том же 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 гг. переехала в Неаполь. В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I. Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины.

Признание

Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.

Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 гг. итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988, 1989, 1990, 1991 гг.). В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссером Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви). В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.


Литература

  • Garrard M.D. Artemisia Gentileschi: the image of the female hero in Italian Baroque art. Princeton: Princeton UP, 1989
  • Jamis R. Artemisia, ou, La renommée. Paris: Presses de la Renaissance, 1990
  • Bissell R.W. Artemisia Gentileschi and the authority of art: critical reading and catalogue raisonné. University Park: Pennsylvania State UP, 1999.
  • Garrard M.D. Artemisia Gentileschi around 1622: the shaping and reshaping of an artistic identity. Berkeley: University of California Press, 2001.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную