Гавриил Горелов |
русский советский художник |
Дата рождения: |
3 апреля 1880(1880-04-03)
|
Место рождения: |
село Покровское
Калеевской волости
Клинского уезда
Московской губернии,
Российская империя
|
Дата смерти: |
16 августа 1966(1966-08-16) (86 лет)
|
Место смерти: |
Москва, СССР
|
Гражданство: |
Российская империя
СССР
|
Жанр: |
художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен
|
Учёба: |
Пензенское художественное училище, Императорская Академия художеств
|
Стиль: |
реализм, соцреализм
|
Покровители: |
- Илья Ефимович Репин,
- Климент Ефремович Ворошилов
|
Влияние: |
- Илья Ефимович Репин,
- Константин Аполлонович Савицкий,
- Франц Алексеевич Рубо
|
Награды: |
|
Гавриил Никитич (Никитьевич, Никитович) Горелов (22 марта (3 апреля) 1880, село Покровское (бывш. Клинский уезд) Московской губернии, ныне Волоколамского района Московской области — 16 августа 1966, Москва) — русский и советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1953)[1], лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Биография
Окончил Пензенское художественное училище (1903), учился у К. А. Савицкого[2], потом в Петербургской Академии художеств (1911), где был учеником Ильи Репина и Франца Рубо. По окончании Академии был премирован поездкой в Италию, где работал над картиной «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (завершена в 1956 г.). Вернувшись в Россию, входил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок (1912—1916), краткое время преподавал в Харьковском художественном училище.
В 1925—1926 гг. входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, в том числе «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Псы рыцари» (1947) и др. В 1937—1938 гг. преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года (МГАХУ пам. 1905 г.)[3]. В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер — от серии портретов сталеваров завода «Серп и Молот» до скандально известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей Иосифа Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Три богатыря»).
Дети — Ростислав Горелов, Галина Горелова (Азгур) (жена скульптора Заира Азгура), Юрий Горелов.
Автобиография Г. Н. Горелова (с 1880 по 1949 годы)
Я родился 22 марта 1880 г. в Московской губ., Клинского уезда, Калеевской волости, в селе Покровском, в крестьянской семье. С ранних лет любил рисовать. 8 лет поступил в школу, по окончании которой был отдан в ученье к иконописцу. С 15 лет уже жил самостоятельно, работал у подрядчиков, а заработанные деньги посылал родным, впоследствии на свой же заработок и учился. 18 лет поехал держать экзамен в Пензенское художественное училище, где директором был К. А. Савицкий. Окончил его в 1903 г. и поступил по рекомендации училища в Академию Художеств без экзамена. Из классов через пол года был принят И. Е. Репиным в свою мастерскую. Находясь в классах и мастерской участвовал и получал премии на конкурсах Академию Художеств и давал работы на Всероссийский конкурс Общества Поощрения Художеств. За работу «Колокола на пушки» получена в 1906 г. 1 премия. В 1907 г. за картину «Степан Разин на пути в Москву» — юбилейная премия, как за лучшее произведение конкурса, что дало мне возможность поехать за границу. В 1908 г. была присуждена мне 1 премия за картину «Осмеяние еретиков», которая в 1909 году на Международной выставке в Мюнхене удостоена золотой медали, за нее же в 1910 году на Весенней выставке получена 1 премия имени А. И. Куинджи. В 1908 г. получена 1 премия за картину «Осмеяние трупа Ивана Милославского», которая была снята царским правительством с Международной выставки в Риме. Картиной «Чудо при погребении Александра Невского» в 1911 году окончил Академию Художеств с заграничной командировкой, где пробыл год и написал ряд работ на тему «Оргия в апартаментах папы Александра У1 Борджиа», за которые мне была присуждена вторая заграничная командировка. Перед отъездом за границу заключил договор с издателем Кнебелем написать 20 исторических картин, исполнены были 12, война 1914 г. помешала издать их. По приезде из за границы в 1914 году преподавал в Харьковском художественном училище и работал для издательства Кнебеля. В начале 1916 года переезжаю в Петроград и пишу панно «Возвращение Дианы с охоты». Участвовал на выставках «Передвижной», «Весенней» и за границей. Великая Октябрьская Социалистическая Революция дала мне возможность откликнуться на темы: «Крестьянское восстание в деревне», «Революция в деревне», а в годовщине оформлял площади в Петрограде и там же в столовой Трубочного завода в 1918 году написал панно «Взятие Зимнего Дворца». В 1919 году участвовал на конкурсе «Великая Октябрьская Социалистическая Революция» тремя картинами и получил две премии П и Ш за картины: «Крестьянское Восстание» и «Революция в деревне», а третья «Взятие зимнего дворца» была приобретена в Музей Революции в Петрограде. В 1920 году работал над темой, «Степан Разин» и писал панно к Октябрьским торжествам. С 1921 года по 1924 год преподавал рисование в школе 9-ти летке для беспризорников Волоколамского Детгородка, где организовал художественную студию. Участвовал на конкурсе памятника тов. Свердлова и получил П премию. В это же время работал над темами: Палеотический, неолитический и бронзовый век, при работе над ними все время пользовался консультацией тов. Городцова и др. научных, сотрудников Исторического музея. Названные темы мне хотелось видеть в монументальных картинах на стенах Исторического музея. Предлагал, труд свой выполнить бесплатно, но в этом было отказано. (Отказ мотивировали тем, что картины будут отвлекать внимание посетителя музея от экспонатов). В 1924 году переезжаю в Москву, преподаю в школе 9-ти летке «Возрождение», работаю в Музее Революции и пишу картины для выставки АХРР «Степан Разин на Волге» и для музея Революции «Призыв Разиным голытьбы». В 1925 году мною были написаны в музей Революции три картины: «Пугачев творит суд в Казани», «Казнь Пугачева» и «Расправа с пугачевцами». С 1925 г. по 1927 г. был заведующим музея быв. Донского Монастыря и написал «Похороны Вождя» и «9 января» для выставок АХРР. С 1927 года я исключительно отдаю себя творческому труду — для музея ВЦСПС. Мною написаны: «Похороны В. И. Ленина на Красной площади», «Крестьянское восстание», «Ярцевский пожар». Для АХРР «Похороны В. И. Ленина в деревне». Для выставок РККА «Взятие Воронежа», «Партизаны Сибири», и «Разложение царской армии», «Бегство белых», "Красноармейцы в Третьяковской галерее — была на Всемирной выставке в Нью-Йорке, Для выставки индустрии Социализма написаны: «Просмотр членами правительства проекта дворца Советов», "Экскурсия в Третьяковской галерее, получившая серебряную медаль на международной выставке в Париже «Портрет т. Артюхова». Для Пищепрома «Свиносовхоз», для Сельскохозяйственной выставки панно «Колхозный пир», для Антирелигиозного музея «Вскрытие мощей», «Сокрытие ценностей» «Сожжение еретиков». В Исторический музей «Борьба Болотникова с Шуйским». В Уругвай и музей Тулы исполнены портреты И. B. Сталина, В Донбас "Лучшие люди Донбасса в Третьяковской галерее перед картиной Касаткина «Шахтеры» и « Литейный цех». Имел творческие командировки на Урал, Северный Кавказ, Донбас, Днепрострой, где и написал ряд работ. В Горьком на заводе имени В. М. Молотова написал групповой портрет лучших людей завода. С 1937 по 1938 г. писал дараму «Чонгар» к панораме «Перекоп». Два раза ездил на места боев собирать материал. С 1937 по 1938 г. был преподавателем Художественного училища имени 1905 г. и летом в 1939 года руководил ИЗО студией имени Н. К. Крупской (от студии имею ценный подарок). Юбилейная выставка И. Е. Репина к столетию его рождения, устроенная в Третьяковской галерее навела на мысль изобразить экспозицию работ своего глубокочтимого и любимого учителя написать пять композиций под названием «Экскурсии в Третьяковской галерее». С первых же дней Великой отечественной войны я приступил к писанию картин отображающих события войны: «Заседание Комитета Обороны» для музея Революции, «Подвиг т. Павловой», «Штыковой бой», «Партизаны», «Войска идут на фронт», «Партизаны в лесу», ряд портретов, «Куликовская битва», «Минин и Пожарский», «Александр Невский ведет псов рыцарей». В это же время работал над картиной «Восстание Болотникова» и «Первый призыв Минина» для комитета по делам искусств. В 1943 г. ездил в Тулу собирать материал для панорамы «Оборона Тулы». В 1945 году исполнено панно «Минин и Пожарский с новгородским ополчением» для дворца культуры города Златоуста. В 1946 году «Ведут псов-рыцарей во Псков». В 1947 «Минин приветствует народ с победой», «Новгородское ополчение на пути к Москве». В 1948 году «Казнь Степана Разина» две картины. В 1949 году «Знатный сталевар завода „Серп и Молот“ М. Г. Гусаров с бригадой. Знатный мастер прокатного цеха завода „Серп и Молот“ Субботин А.». Знатный сварщик завода «Серп и Молот» т. Хирин. Участвовал на выставках: АХРР, РККА, Индустрии, в Нью-Йорке, в Париже и на всех выставках, устраиваемых комитетом по делам искусств. Работы имеются: в Третьяковской галерее, в Музеях революции, РККА, Антирелигиозном, в Русском музее и др. городах. Награжден медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «В память 800-летия Москвы». Мне в 1949 г. Указом президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1949 г. постановлением Совета министров Союза СССР присуждена Сталинская премия.
Критика разных лет и отзывы
Хрущёвская оттепель
В период хрущевской оттепели некоторые работы Горелова начали подвергаться идеологической критике, так советские искусствоведы считали, что его исторические картины, написанные в период Великой Отечественной войны, принижают значение широких народных масс, например, в томе XIII (дополнительном) «Истории русского искусства» (издательство «Наука» 1964) говорилось следующее:
В некоторых исторических картинах, написанных тогда Г. Гореловым на темы больших народных движений прошлого, народ выступает скорее как пассивная и безликая масса, чем как действенная сила истории.
1990-е и 2000-е
В 90-е годы XX века в среде либеральных публицистов и журналистов было распространено мнение о художнике Гаврииле Горелове, как о советском «придворном художнике», например, писатель Владлен Сироткин в своей книге[5] писал так:
Самое же поразительное — «свой музей» пытался было создать и Сталин. Сама эта идея оформилась еще до войны (в 1937 г. придворный сталинский художник Гавриил Горелов написал даже картину «Сталин и другие члены Политбюро осматривают макет Дворца Советов»).
Журнал «Weekend» представлял Гавриила Горелова «махровым соцреалистом»[6] и «передвижником старой выучки»[7]. В середине 90-х Газета «Коммерсантъ» отмечала такую странную особенность работ Горелова, как совмещение произведения искусства с исторической ценностью[8], определяя картины его кисти раритетными, однако, в статье «Рождественские скидки на сталинизм» та же газета, на примере работ Горелова, отметила более чем умеренный интерес российской общественности 2000-х годов к советской живописи[9], одно время издание именовало картину «Сталин и три богатыря» советским официозом и «кунстштюком 50-х годов»[10], а приложение к газете «Коммерсантъ»[11] увидело Гавриила Горелова специалистом по написанию похорон, в то же время «Независимая Газета» определяла Гавриила Горелова, как «очень хорошего художника»[12] и, напротив, называла академический соцреализм популярным в России, приводя в пример «приличного размера холст Гавриила Горелова»[13]. «Новая газета» отметила, что Горелов писал портреты передовиков производства и получил за это Сталинскую премию[14], газета «Известия» в статье о выставке «Большая картина» открытой в Русском Музее в 2004 году обратила внимание на «несколько великолепных картин Гавриила Горелова»[15]. В 2010 году газета «Ведомости» характеризовала Горелова «первостатейным соцреалистом»[16].
2010-е
Миллиардер[17] Алексей Ананьев приобрел для музея Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) несколько работ художника[18][19].
Интересные факты
- Владимир Гиляровский в своей книге так описывал картину Горелова «Степан Разин на Волге»[20]:
А как раз над ними — полотно художника Горелова:
«Это с Дона челны налетели,
Взволновали простор голубой,-
То Степан удалую ватагу
На добычу ведет за собой…»
Это первый выплыв Степана «по матушке по Волге».
— "Москва и москвичи"
- Лев Карохин в своей книге сообщил, что «один из любимых учеников И. Е. Репина художник Гавриил Никитич Горелов, устроил себе творческую мастерскую в одной из сторожевых башен ограды Феодоровского городка»[21].
- «Государственный Русский Музей» в серии фильмов «Сокровищница Российского искусства. Рассказы о Русском музее» рассказал об некоторых исторических полотнах Гавриила Горелова[22], также 2 февраля 2006 года в Государственном Русском музее экспонировалась выставка «Оригинальная графика XIX — начала XX века в собрании Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова» на который были представлены работы Г. Н. Горелова[23]. В 2010 в «Русском музее», при поддержке ОАО «Северсталь», проходила выставка «Гимн труду. Советское искусство из собрания Русского музея» на которой, в числе других работ, была выставлена работа Г. Н. Горелова «Знатный сталевар завода „Серп и молот“ М. Г. Гусаров со своей бригадой»[24].
Галерея
Живопись
-
«Нападение крестьян на помещичью усадьбу в 1905 году», 1920, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР.
-
«Пугачов в Казани творит суд», 1925, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР.
-
«Степан Разин на Волге», 1925, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР.
-
«Похороны вождя», 1926, почтовая карточка, издание Музея Революции Союза ССР.
-
«Полдни» 1927, открытка, издание «Советский художник».
-
«Портрет Максима Танка», в фондах галереи администрации Вышневолоцкого района.
-
«Портрет Лынькова», Председателя Союза белорусских писателей (с 1938 по 1948) 1954, в частной коллекции.
-
«Автопортрет» 1939, в частной коллекции.
-
«Ленин и мальчики» 1930е гг., в частной коллекции. Картина была написана по заказу «Музея Революции Союза ССР» и является эскизом к картине «По грибы на другой берег».
-
«Т. Г. в черном» 1948, в частной коллекции.
-
«Портрет жены» 1935, этюд, в частной коллекции.
-
Этюд «Женщина с пучком волос» 1930, в частной коллекции.
Фотографии, материалы
-
Сын художника студент Юрий Горелов поедает пирожок в окружении свой семьи, отца Горелова Гавриила Никитича и матери Гореловой Татьяны Николаевны.
-
Обложка книги «Г. Н. Горелов» из серии «Мастера советского искусства». На обложке картина «Знатный сталевар завода „Серп и Молот“ М. Г. Гусаров со своей бригадой» 1949, Государственная Третьяковская Галерея.
Примечания
- ↑ Горелов Гавриил Никитич «Большая советская энциклопедия»
- ↑ Каталог «Выставка произведений членов академии художеств СССР» Москва, «Искусство», 1973.
- ↑ "Каталог выставки «225 лет Академии художеств СССР», том второй (1917—1982), Москва, «Изобразительное искусство», 1983
- ↑ «Документы подтверждающие родственные отношения» Г. Н. Горелова (дед), Ю. Г. Горелова (сын) и М. Ю. Горелова (внук)
- ↑ Владлен Сироткин «Зарубежные клондайки России» Издательство: Эксмо, 2003 г. ISBN 5-699-03480-3
- ↑ "Праздник эстимейта. Сотый аукцион «Совкома» Журнал «Weekend» № 18 (114) от 15.05.2009
- ↑ «Лауреаты Страны Советов. Аукцион советской живописи» Журнал «Weekend» № 19 (3103) от 04.02.2005: "А самое смешное полотно — это «Спящие свиньи» Гавриила Горелова, передвижника старой выучки, автора потрясающего полотна «Сталин и три богатыря».
- ↑ «Кровавые „Флаги революций“ в День примирения и согласия» Газета «Коммерсантъ» № 195 (1377) от 13.11.1997: «Полотна соцреалистов Модорова и Горелова представляют собой зрелище в высшей степени странное, одновременно являясь и историческими документами, и произведениями искусства».
- ↑ «Рождественские скидки на сталинизм. От $200 за штуку». Газета «Коммерсантъ» № 229 (2114) от 06.12.2000
- ↑ «Арт-Салон в Большом Манеже» Газета «Коммерсантъ» № 43 (1225) от 02.04.1997
- ↑ «Пятизвездочный» соцреализм. Последние торги сезона в галерее Леонида Шишкина", Приложение к газете «Коммерсантъ» № 92 (2695) от 29.05.2003: «… „Старик“ Гавриила Горелова (этот академик тоже знаменит, но специфическими вещами — он хорошо и много писал похороны советских вождей)».
- ↑ «От Шишкина к Гелосу. В столице пройдут очередные антикварные аукционы»
- ↑ "С берегов Балтики. Дом Буковскис выделил специальный стринг «русской живописи» «Независимая Газета» от 2003-11-21
- ↑ «Новости. День в истории. 3 апреля» «Новая Газета» от 03.04.2008
- ↑ «Размер получил значение» Газета «Известия» от 03.11.04
- ↑ "Век на продажу" «Ведомости» № 42 (225) от 29 октября 2010
- ↑ Рейтинг российских миллиардеров 2011 Алексей Ананьев, место 43 в рейтинге миллиардеров журнала «Финанс» № 5 (384) 14–20.02.2011
- ↑ В Москве открывается музей реалистического искусства Алексей Ананьев, бизнесмен и основатель Института русского реалистического искусства.
- ↑ Музейные палатыИскусствовед Наталья Александрова: «А вот Гавриил Никитич Горелов оказался фигурой очень сложной. Я его не застала, но даже по работе с этой экспозицией я знаю, что художники многие говорили: ну зачем вы его повесили, да кто он такой, да зачем он нужен».
- ↑ «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский, Собрание в четырех томах, т. 4, М., Правда, 1989, сс.3-374.
- ↑ Лев Карохин. «Сергей Есенин в Царском Селе. ОБЛИК. Санкт-Петербург. 2001».
- ↑ «Большая картина. Фильм 3» 2004, сайт «Русского Музея»
- ↑ «Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова (г. Уфа)»
- ↑ Выставка «Гимн труду» «Русский музей» 05 августа — 01 ноября 2010: «Г. Н. Горелов. Знатный сталевар завода „Серп и молот“ М. Г. Гусаров со своей бригадой. 1979. Холст, масло».
Ссылки
|