А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Горелов, Гавриил Никитич»

Гавриил Горелов
русский советский художник
русский советский художник
Дата рождения:

3 апреля 1880(1880-04-03)

Место рождения:

село Покровское
Калеевской волости
Клинского уезда
Московской губернии,
Российская империя

Дата смерти:

16 августа 1966(1966-08-16) (86 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Жанр:

художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен

Учёба:

Пензенское художественное училище, Императорская Академия художеств

Стиль:

реализм, соцреализм

Покровители:
  • Илья Ефимович Репин,
  • Климент Ефремович Ворошилов
Влияние:
  • Илья Ефимович Репин,
  • Константин Аполлонович Савицкий,
  • Франц Алексеевич Рубо
Награды:

Гавриил Никитич (Никитьевич, Никитович) Горелов (22 марта (3 апреля) 1880, село Покровское (бывш. Клинский уезд) Московской губернии, ныне Волоколамского района Московской области — 16 августа 1966, Москва) — русский и советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1953)[1], лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).

Биография

Окончил Пензенское художественное училище (1903), учился у К. А. Савицкого[2], потом в Петербургской Академии художеств (1911), где был учеником Ильи Репина и Франца Рубо. По окончании Академии был премирован поездкой в Италию, где работал над картиной «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (завершена в 1956 г.). Вернувшись в Россию, входил в Товарищество Передвижных Художественных Выставок (1912—1916), краткое время преподавал в Харьковском художественном училище.

В 1925—1926 гг. входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, в том числе «Суд Пугачёва над помещиком» (1925), «Казнь Пугачёва» (1925), «Восстание Болотникова» (1944), «Первый призыв Минина к народу» (1945), «Псы рыцари» (1947) и др. В 1937—1938 гг. преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года (МГАХУ пам. 1905 г.)[3]. В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер — от серии портретов сталеваров завода «Серп и Молот» до скандально известной картины «Сталин и три богатыря» (изображающей Иосифа Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Три богатыря»).

Дети — Ростислав Горелов, Галина Горелова (Азгур) (жена скульптора Заира Азгура), Юрий Горелов.

Автобиография Г. Н. Горелова (с 1880 по 1949 годы)

Я родился 22 марта 1880 г. в Московской губ., Клинского уезда, Калеевской волости, в селе Покровском, в крестьянской семье. С ранних лет любил рисовать. 8 лет поступил в школу, по окончании которой был отдан в ученье к иконописцу. С 15 лет уже жил самостоятельно, работал у подрядчиков, а заработанные деньги посылал родным, впоследствии на свой же заработок и учился. 18 лет поехал держать экзамен в Пензенское художественное училище, где директором был К. А. Савицкий. Окончил его в 1903 г. и поступил по рекомендации училища в Академию Художеств без экзамена. Из классов через пол года был принят И. Е. Репиным в свою мастерскую. Находясь в классах и мастерской участвовал и получал премии на конкурсах Академию Художеств и давал работы на Всероссийский конкурс Общества Поощрения Художеств. За работу «Колокола на пушки» получена в 1906 г. 1 премия. В 1907 г. за картину «Степан Разин на пути в Москву» — юбилейная премия, как за лучшее произведение конкурса, что дало мне возможность поехать за границу. В 1908 г. была присуждена мне 1 премия за картину «Осмеяние еретиков», которая в 1909 году на Международной выставке в Мюнхене удостоена золотой медали, за нее же в 1910 году на Весенней выставке получена 1 премия имени А. И. Куинджи. В 1908 г. получена 1 премия за картину «Осмеяние трупа Ивана Милославского», которая была снята царским правительством с Международной выставки в Риме. Картиной «Чудо при погребении Александра Невского» в 1911 году окончил Академию Художеств с заграничной командировкой, где пробыл год и написал ряд работ на тему «Оргия в апартаментах папы Александра У1 Борджиа», за которые мне была присуждена вторая заграничная командировка. Перед отъездом за границу заключил договор с издателем Кнебелем написать 20 исторических картин, исполнены были 12, война 1914 г. помешала издать их. По приезде из за границы в 1914 году преподавал в Харьковском художественном училище и работал для издательства Кнебеля. В начале 1916 года переезжаю в Петроград и пишу панно «Возвращение Дианы с охоты». Участвовал на выставках «Передвижной», «Весенней» и за границей. Великая Октябрьская Социалистическая Революция дала мне возможность откликнуться на темы: «Крестьянское восстание в деревне», «Революция в деревне», а в годовщине оформлял площади в Петрограде и там же в столовой Трубочного завода в 1918 году написал панно «Взятие Зимнего Дворца». В 1919 году участвовал на конкурсе «Великая Октябрьская Социалистическая Революция» тремя картинами и получил две премии П и Ш за картины: «Крестьянское Восстание» и «Революция в деревне», а третья «Взятие зимнего дворца» была приобретена в Музей Революции в Петрограде. В 1920 году работал над темой, «Степан Разин» и писал панно к Октябрьским торжествам. С 1921 года по 1924 год преподавал рисование в школе 9-ти летке для беспризорников Волоколамского Детгородка, где организовал художественную студию. Участвовал на конкурсе памятника тов. Свердлова и получил П премию. В это же время работал над темами: Палеотический, неолитический и бронзовый век, при работе над ними все время пользовался консультацией тов. Городцова и др. научных, сотрудников Исторического музея. Названные темы мне хотелось видеть в монументальных картинах на стенах Исторического музея. Предлагал, труд свой выполнить бесплатно, но в этом было отказано. (Отказ мотивировали тем, что картины будут отвлекать внимание посетителя музея от экспонатов). В 1924 году переезжаю в Москву, преподаю в школе 9-ти летке «Возрождение», работаю в Музее Революции и пишу картины для выставки АХРР «Степан Разин на Волге» и для музея Революции «Призыв Разиным голытьбы». В 1925 году мною были написаны в музей Революции три картины: «Пугачев творит суд в Казани», «Казнь Пугачева» и «Расправа с пугачевцами». С 1925 г. по 1927 г. был заведующим музея быв. Донского Монастыря и написал «Похороны Вождя» и «9 января» для выставок АХРР. С 1927 года я исключительно отдаю себя творческому труду — для музея ВЦСПС. Мною написаны: «Похороны В. И. Ленина на Красной площади», «Крестьянское восстание», «Ярцевский пожар». Для АХРР «Похороны В. И. Ленина в деревне». Для выставок РККА «Взятие Воронежа», «Партизаны Сибири», и «Разложение царской армии», «Бегство белых», "Красноармейцы в Третьяковской галерее — была на Всемирной выставке в Нью-Йорке, Для выставки индустрии Социализма написаны: «Просмотр членами правительства проекта дворца Советов», "Экскурсия в Третьяковской галерее, получившая серебряную медаль на международной выставке в Париже «Портрет т. Артюхова». Для Пищепрома «Свиносовхоз», для Сельскохозяйственной выставки панно «Колхозный пир», для Антирелигиозного музея «Вскрытие мощей», «Сокрытие ценностей» «Сожжение еретиков». В Исторический музей «Борьба Болотникова с Шуйским». В Уругвай и музей Тулы исполнены портреты И. B. Сталина, В Донбас "Лучшие люди Донбасса в Третьяковской галерее перед картиной Касаткина «Шахтеры» и « Литейный цех». Имел творческие командировки на Урал, Северный Кавказ, Донбас, Днепрострой, где и написал ряд работ. В Горьком на заводе имени В. М. Молотова написал групповой портрет лучших людей завода. С 1937 по 1938 г. писал дараму «Чонгар» к панораме «Перекоп». Два раза ездил на места боев собирать материал. С 1937 по 1938 г. был преподавателем Художественного училища имени 1905 г. и летом в 1939 года руководил ИЗО студией имени Н. К. Крупской (от студии имею ценный подарок). Юбилейная выставка И. Е. Репина к столетию его рождения, устроенная в Третьяковской галерее навела на мысль изобразить экспозицию работ своего глубокочтимого и любимого учителя написать пять композиций под названием «Экскурсии в Третьяковской галерее». С первых же дней Великой отечественной войны я приступил к писанию картин отображающих события войны: «Заседание Комитета Обороны» для музея Революции, «Подвиг т. Павловой», «Штыковой бой», «Партизаны», «Войска идут на фронт», «Партизаны в лесу», ряд портретов, «Куликовская битва», «Минин и Пожарский», «Александр Невский ведет псов рыцарей». В это же время работал над картиной «Восстание Болотникова» и «Первый призыв Минина» для комитета по делам искусств. В 1943 г. ездил в Тулу собирать материал для панорамы «Оборона Тулы». В 1945 году исполнено панно «Минин и Пожарский с новгородским ополчением» для дворца культуры города Златоуста. В 1946 году «Ведут псов-рыцарей во Псков». В 1947 «Минин приветствует народ с победой», «Новгородское ополчение на пути к Москве». В 1948 году «Казнь Степана Разина» две картины. В 1949 году «Знатный сталевар завода „Серп и Молот“ М. Г. Гусаров с бригадой. Знатный мастер прокатного цеха завода „Серп и Молот“ Субботин А.». Знатный сварщик завода «Серп и Молот» т. Хирин. Участвовал на выставках: АХРР, РККА, Индустрии, в Нью-Йорке, в Париже и на всех выставках, устраиваемых комитетом по делам искусств. Работы имеются: в Третьяковской галерее, в Музеях революции, РККА, Антирелигиозном, в Русском музее и др. городах. Награжден медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «В память 800-летия Москвы». Мне в 1949 г. Указом президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1949 г. постановлением Совета министров Союза СССР присуждена Сталинская премия.

Критика разных лет и отзывы

Хрущёвская оттепель

В период хрущевской оттепели некоторые работы Горелова начали подвергаться идеологической критике, так советские искусствоведы считали, что его исторические картины, написанные в период Великой Отечественной войны, принижают значение широких народных масс, например, в томе XIII (дополнительном) «Истории русского искусства» (издательство «Наука» 1964) говорилось следующее:

В некоторых исторических картинах, написанных тогда Г. Гореловым на темы больших народных движений прошлого, народ выступает скорее как пассивная и безликая масса, чем как действенная сила истории.

1990-е и 2000-е

В 90-е годы XX века в среде либеральных публицистов и журналистов было распространено мнение о художнике Гаврииле Горелове, как о советском «придворном художнике», например, писатель Владлен Сироткин в своей книге[5] писал так:

Самое же поразительное — «свой музей» пытался было создать и Сталин. Сама эта идея оформилась еще до войны (в 1937 г. придворный сталинский художник Гавриил Горелов написал даже картину «Сталин и другие члены Политбюро осматривают макет Дворца Советов»).

Журнал «Weekend» представлял Гавриила Горелова «махровым соцреалистом»[6] и «передвижником старой выучки»[7]. В середине 90-х Газета «Коммерсантъ» отмечала такую странную особенность работ Горелова, как совмещение произведения искусства с исторической ценностью[8], определяя картины его кисти раритетными, однако, в статье «Рождественские скидки на сталинизм» та же газета, на примере работ Горелова, отметила более чем умеренный интерес российской общественности 2000-х годов к советской живописи[9], одно время издание именовало картину «Сталин и три богатыря» советским официозом и «кунстштюком 50-х годов»[10], а приложение к газете «Коммерсантъ»[11] увидело Гавриила Горелова специалистом по написанию похорон, в то же время «Независимая Газета» определяла Гавриила Горелова, как «очень хорошего художника»[12] и, напротив, называла академический соцреализм популярным в России, приводя в пример «приличного размера холст Гавриила Горелова»[13]. «Новая газета» отметила, что Горелов писал портреты передовиков производства и получил за это Сталинскую премию[14], газета «Известия» в статье о выставке «Большая картина» открытой в Русском Музее в 2004 году обратила внимание на «несколько великолепных картин Гавриила Горелова»[15]. В 2010 году газета «Ведомости» характеризовала Горелова «первостатейным соцреалистом»[16].

2010-е

Миллиардер[17] Алексей Ананьев приобрел для музея Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) несколько работ художника[18][19].

Интересные факты

  • Владимир Гиляровский в своей книге так описывал картину Горелова «Степан Разин на Волге»[20]:

А как раз над ними — полотно художника Горелова:

«Это с Дона челны налетели,

Взволновали простор голубой,-

То Степан удалую ватагу

На добычу ведет за собой…»

Это первый выплыв Степана «по матушке по Волге».

— "Москва и москвичи"

  • Лев Карохин в своей книге сообщил, что «один из любимых учеников И. Е. Репина художник Гавриил Никитич Горелов, устроил себе творческую мастерскую в одной из сторожевых башен ограды Феодоровского городка»[21].
  • «Государственный Русский Музей» в серии фильмов «Сокровищница Российского искусства. Рассказы о Русском музее» рассказал об некоторых исторических полотнах Гавриила Горелова[22], также 2 февраля 2006 года в Государственном Русском музее экспонировалась выставка «Оригинальная графика XIX — начала XX века в собрании Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова» на который были представлены работы Г. Н. Горелова[23]. В 2010 в «Русском музее», при поддержке ОАО «Северсталь», проходила выставка «Гимн труду. Советское искусство из собрания Русского музея» на которой, в числе других работ, была выставлена работа Г. Н. Горелова «Знатный сталевар завода „Серп и молот“ М. Г. Гусаров со своей бригадой»[24].

Галерея

Живопись

Фотографии, материалы

Примечания

  1. Горелов Гавриил Никитич «Большая советская энциклопедия»
  2. Каталог «Выставка произведений членов академии художеств СССР» Москва, «Искусство», 1973.
  3. "Каталог выставки «225 лет Академии художеств СССР», том второй (1917—1982), Москва, «Изобразительное искусство», 1983
  4. «Документы подтверждающие родственные отношения» Г. Н. Горелова (дед), Ю. Г. Горелова (сын) и М. Ю. Горелова (внук)
  5. Владлен Сироткин «Зарубежные клондайки России» Издательство: Эксмо, 2003 г. ISBN 5-699-03480-3
  6. "Праздник эстимейта. Сотый аукцион «Совкома» Журнал «Weekend» № 18 (114) от 15.05.2009
  7. «Лауреаты Страны Советов. Аукцион советской живописи» Журнал «Weekend» № 19 (3103) от 04.02.2005: "А самое смешное полотно — это «Спящие свиньи» Гавриила Горелова, передвижника старой выучки, автора потрясающего полотна «Сталин и три богатыря».
  8. «Кровавые „Флаги революций“ в День примирения и согласия» Газета «Коммерсантъ» № 195 (1377) от 13.11.1997: «Полотна соцреалистов Модорова и Горелова представляют собой зрелище в высшей степени странное, одновременно являясь и историческими документами, и произведениями искусства».
  9. «Рождественские скидки на сталинизм. От $200 за штуку». Газета «Коммерсантъ» № 229 (2114) от 06.12.2000
  10. «Арт-Салон в Большом Манеже» Газета «Коммерсантъ» № 43 (1225) от 02.04.1997
  11. «Пятизвездочный» соцреализм. Последние торги сезона в галерее Леонида Шишкина", Приложение к газете «Коммерсантъ» № 92 (2695) от 29.05.2003: «… „Старик“ Гавриила Горелова (этот академик тоже знаменит, но специфическими вещами — он хорошо и много писал похороны советских вождей)».
  12. «От Шишкина к Гелосу. В столице пройдут очередные антикварные аукционы»
  13. "С берегов Балтики. Дом Буковскис выделил специальный стринг «русской живописи» «Независимая Газета» от 2003-11-21
  14. «Новости. День в истории. 3 апреля» «Новая Газета» от 03.04.2008
  15. «Размер получил значение» Газета «Известия» от 03.11.04
  16. "Век на продажу" «Ведомости» № 42 (225) от 29 октября 2010
  17. Рейтинг российских миллиардеров 2011 Алексей Ананьев, место 43 в рейтинге миллиардеров журнала «Финанс» № 5 (384) 14–20.02.2011
  18. В Москве открывается музей реалистического искусства Алексей Ананьев, бизнесмен и основатель Института русского реалистического искусства.
  19. Музейные палатыИскусствовед Наталья Александрова: «А вот Гавриил Никитич Горелов оказался фигурой очень сложной. Я его не застала, но даже по работе с этой экспозицией я знаю, что художники многие говорили: ну зачем вы его повесили, да кто он такой, да зачем он нужен».
  20. «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский, Собрание в четырех томах, т. 4, М., Правда, 1989, сс.3-374.
  21. Лев Карохин. «Сергей Есенин в Царском Селе. ОБЛИК. Санкт-Петербург. 2001».
  22. «Большая картина. Фильм 3» 2004, сайт «Русского Музея»
  23. «Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова (г. Уфа)»
  24. Выставка «Гимн труду» «Русский музей» 05 августа — 01 ноября 2010: «Г. Н. Горелов. Знатный сталевар завода „Серп и молот“ М. Г. Гусаров со своей бригадой. 1979. Холст, масло».

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную