А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Глазунов, Илья Сергеевич»

Илья Сергеевич Глазунов
Фотография
Дата рождения:

10 июня 1930(1930-06-10) (81 год)

Место рождения:

Ленинград, РСФСР, СССР

Гражданство:

 СССР →  Россия

Жанр:

портретная, историческая живопись

Учёба:

ИЖСА

Стиль:

реализм

Награды:

Илья́ Серге́евич Глазуно́в — народный художник СССР, академик Российской академии художеств, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Биография

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна.

Пережил блокаду Ленинграда. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женится на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году — организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

С 1987 года — ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Личная жизнь

Вдовец.

  • Супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 — 24 мая 1986). Покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
    • Сын — Иван Глазунов, художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
    • Дочь — Вера Глазунова, художник, автор картины "«Великая княгиня Елизавета Федоровна перед казнью в Алапаевске».

Искусство

Ранние живописные работы середины 50-х - начала 60-х годов выполнены в виртуозной академической манере. Отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. ("Ленинградская весна", "Ада", "Нина", "Последний автобус", "1937 год", "Двое", "Одиночество", "Метро", "Пианистка Дранишникова", "Джордано Бруно")

  • Дипломная работа «Дороги войны», изображающая отступающую советскую армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
  • Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных черным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда. ("Двое", "Размолвка", "Любовь"). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
  • Автор живописного полотна "Мистерия ХХ века" (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
  • Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет (1988).
  • Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине (циклы «Русь», 1956, «Поле Куликово», 1980, и др.)
  • Автор серии работ на темы основных произведений Ф. М. Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
  • Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж).
  • Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус» (см. С.Перевезенцев. «Россия. Великая судьба». — М. — 2005 — с.38.)[1].
  • Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щелоков).
  • Автор серии работ "Вьетнам", «Чили» и «Никарагуа».
  • Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.)
  • Создал интерьер советского посольства в Мадриде.
  • Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.
  • На последних выставках в московском Манеже(2010) и санкт-петербургском Манеже(2011) выставил новые полотна "Раскулачивание", "Изгнание торговцев из Храма", "Последний воин". А также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в необыкновенно свободной и виртуозной технике. Зрители увидели лирический автопортрет художника "И снова весна".

Общественная деятельность

  • В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.
  • В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвященный «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.
  • Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
  • По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.

Политические взгляды

Илья Глазунов — сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.[2][3]

9 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина[4].

Звания, награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (10 июня 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[5]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2005 года) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования[6]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 июня 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства[7]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами[8]
  • Орден Трудового Красного Знамени (1985)
  • Народный художник СССР (1980).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973).
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997) — за реставрацию Московского Кремля.
  • За большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования награждён знаком отличия «За заслуги перед Москвой»
  • Орден преподобного Андрея Рублева I степени РПЦ (4 декабря 2010 г.) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения.
  • Почетный член Историко-патриотического Объединения «Русское Знамя» (1989)[9].
  • Бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
  • Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).
  • «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999).
  • Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру».
  • Действительный член Российской академии художеств (2000).

Интересные факты

  • 10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил галерею художника Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался картину исправить и похвалил «хороший глазомер» главы правительства.[10][11]
  • По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником»[12] и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове[13] после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…»[14], до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт[15].

См. также

  • «Вечная Россия»
  • Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова
  • Список живописцев России 20 века

Примечания

  1. Описание картины
  2. Илья Глазунов, художник: «Лакеи не могут править страной». Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 10 мая 2009.
  3. Андрей Ванденко представляет. Интервью с Ильей Глазуновым. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 10 мая 2009.
  4. Постановление ЦИК РФ № 98/785-6, 9 февраля 2012
  5. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 703 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ I степени Глазунова И. С.»
  6. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2005 года № 1194 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Глазунова И. С.»
  7. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2000 года № 1090 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Глазунова И. С.»
  8. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 года № 533 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников акционерных обществ, предприятий и организаций»
  9. Почётные члены Историко-патриотического объединения «Русское Знамя»,
  10. Путин попросил Глазунова нарастить меч князю Олегу // MIGnews.com, 15.06
  11. Владимир Путин заставил Илью Глазунова переписать картину // globalist.org.ua
  12. Книга «Мои печальные победы», Станислав Куняев: "Неожиданно для меня самого мои воспоминания о Вадиме Кожинове из июльского номера «Нашего современника» за 2002 год отозвались драматическим эхом. Может быть, я весьма опрометчиво вспомнил о том, как Илья Глазунов искал у Кожинова понимания и не нашел его, поскольку Вадим считал, что «работы художника последних лет — это китч». Как бы то ни было, но, прочитав «кожиновский номер», Илья Сергеевич позвонил в редакцию и заявил, что больше не желает сотрудничать с «Нашим современником».
  13. «Наш современник ждет другого» «Литературная газета» № 30 (5885) 24 — 30 июля 2002 г., Илья Глазунов Станиславу Куняеву: «Я, как и многие, был знаком с „широко известным в узком кругу“ литературоведом В. Кожиновым, ныне покойным, который был во многом идеологическим цензором-комиссаром органа Союза писателей. О Кожинове мнение было разное. Я был удивлен ложным утверждением Куняева, что мне для „полного счастья“ не хватало признания Кожинова, которого я якобы приглашал на свои выставки, мечтая услышать его восторженное мнение. Должен сказать, что у меня даже не было никогда его телефона и я не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории, которой он начал заниматься последние годы своей жизни, став яростным норманистом.»
  14. «Поэзия. Судьба. Россия.» «Наш современник» N7, 2002, Станислав Куняев: "Лишь однажды, будучи в Польше и отвечая на вопрос корреспондента какой-то газеты о Глазунове, он (Кожинов) сказал, что «работы художника последних лет — это китч…»
  15. «Полного счастья не бывает» «Литературная газета», № 32 (5887) 7 — 13 августа 2002 г., Станислав Куняев Илье Глазунову: "Вы же, Илья Сергеевич, лукавите, когда пишете, что «мне безразлично и абсолютно не интересно мнение покойного литературного критика В. Кожинова о моих работах». С чего бы тогда вам столько лет держать в памяти его слова из какой-то польской газетенки о том, что иные Ваши работы исполнены в жанре «китча»? Да и ничего обидного в этом нет. Вадим Валерианович неглупые мысли не раз высказывал о Вашем творчестве. Ну, например, помните: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» Зря Вы пишете, что «у меня даже не было никогда его телефона и я не стремился к общению с ним, не считая его для себя авторитетом в литературоведении и тем паче в живописи, а также в истории». Да были у Вас всегда все наши телефоны: и мои, и Кожинова. Не такой Вы человек, чтобы не иметь их. А если «не считали авторитетом», зачем тогда (позвонив по телефону) приглашали его читать лекции в Суриковском институте? Зачем, когда технари из города Королева уговорили Вадима в 1989 году баллотироваться в народные депутаты СССР (а не «в какие-то городские или районные», как язвительно пишете Вы), подписали предвыборную листовку, гласящую о том, что Кожинов «выдающийся деятель нашей культуры», «честный человек», «борец за „свободу церкви“ и „свободу совести“ и т. д. Вот кем был он для Вас в те времена, а теперь стал „цензором-комиссаром“ и „яростным норманистом“…»

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную