Всеволод Владимирович Воинов (1880—1945) — русский советский живописец, график, театральный художник и искусствовед. БиографияОкончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Учился в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. Входил в объединение «Община художников», «Мир искусства». С 1932 член Ленинградского Союза художников. В 1910—1922 годах являлся сотрудником отдела гравюр и рисунков Императорского Эрмитажа, управляющего его делами в 1917-21 гг., в 1922—1932 годах — хранитель, затем заведующий отделом рисунка и гравюры Русского музея. Именно в Эрмитаже и Русском музее произошло знакомство Воинова с художниками объединения «Мир искусства», когда после революции они для заработка были вынуждены искать для себя место службы — Александр Бенуа, Д. Митрохин, С. Яремич и другие. Воинову принадлежит ряд монографий и статей в петроградских иллюстрированных журналах, посвящённых мастерам современного русского искусства (совместная с В. Дмитриевым монография о Борисе Григорьеве; совместная с М. Кузминым монография о Д. Митрохине). Воинов особенно сблизился с Борисом Кустодиевым: немало страниц дневника Всеволода Владимировича посвящены описанию встреч и бесед с ним; в 1925 г. была опубликована первая монография о Кустодиеве тиражом 2000 экземпляров. После смерти Кустодиева Воинов спроектировал деревянный резной крест, установленный на могиле покойного. В 1930-е гг. в значительной степени сократил свои выступления в печати как искусствовед, сосредоточившись на своём графическом творчестве. Участвовал ополченцем в Великой Отечественной войне, некоторое время работал в штабе, затем уехал вместе с семьёй в эвакуацию в Алма-Ату, где работал театральным художником. Стал художником по костюмам на съёмках кинофильма «Иван Грозный» (1 серия), режиссёра Сергея Эйзенштейна, но в титрах фильма его имя не указано. Не без затруднений вернулся в 1944 г. из эвакуации в Ленинград. Умер 12 ноября 1945 года от инфаркта Ленинграде. Похоронен на Волковом Кладбище. Отдел рукописей Государственного Русского Музея сохраняет обширный документальный архив Воинова, который активно востребован всеми без исключения исследователями русского искусства периода второй половины 19 — первой половины 20 века. Здесь же находится обширный дневник Воинова не без значения названный им «Материалами для художественных монографий», опубликованный лишь в небольших выдержках. Ссылки |