Григорий Сорока |
Автопортрет |
Имя при рождении: |
Григорий Васильевич Васильев
|
Дата рождения: |
15 (27) ноября 1823(1823-11-27)
|
Место рождения: |
деревня Покровское, ныне Тверской области
|
Дата смерти: |
10 (22) апреля 1864(1864-04-22) (40 лет)
|
Место смерти: |
там же
|
Жанр: |
русский живописец
|
Учёба: |
Школа Венецианова
|
|
Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев ("Васильев сын"); Сорокин - неправильная фамилия, правильная - Сорока) (15 (27) ноября 1823, деревня Покровская, ныне Тверской области — 10 (22) апреля 1864, там же) — русский крепостной живописец.
Биография
Грамоте его обучал Василий Матвеевич Владимиров, в благодарность которому Сорока подарил альбом с рисунками, изображавшими местных крестьян. Ныне это альбом хранится в Русском музее.
В 1842—1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. После обучения, отправляя Сороку обратно к барину (это был предводитель дворянства Вышневолоцкого уезда Николай Милюков), Алексей Гаврилович писал: «Возвращаю Вам вашего Григория с приростом. Моему племяннику Мише на эту станцию уже и не попасть». Венецианов просил Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого. Между Лидией, старшей дочерью Милюкова, и Григорием вспыхнула страсть и тогда отец насильно женил Сороку на крепостной (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына), Лидию Николаевну выдал за некоего полицейского ротмистра Сафонова… Однажды Милюков приказал выпороть Сороку за некую провинность, после чего художник покончил жизнь самоубийством — повесился. Был похоронен за церковной оградой. Лидия позже отравилась.
Осенью 2006 года у местечка Поддубье Удомельский район Тверской области установлены надгробие и памятный придорожный знак Григорию Сороке.
Творчество
Проникнутые созерцательностью, наивно воспринятой идеей жизненной гармонии, работы Сороки(пейзажи, жанровые сцены, интерьеры, портреты) передают умиротворённость погружённой в дрёму природы, размеренность быта помещичьей усадьбы, задумчивый покой персонажей. Его произведениям присущи тонкая согласованность тонов золотисто-коричневой гаммы, замкнутость и статичность композиции, обобщённость в трактовке форм и в то же время любовное воспроизведение деталей окружающего мира. В своих картинах Сорока часто изображал воду, но в отличие от Айвазовского, на картинах этого художника вода тихая, спокойная.
Произведения Григория Сороки — «Кабинет в Островках», «Рыбаки. Вид на озеро Молдино», «Портрет E. H. Милюковой», — хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
-
Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е
-
Крестьянский мальчик, 1840-е
-
Отражение в зеркале, 1850-е
-
-
Вид в Спасском. Вторая половина 1840-х
См. также
- Пейзаж
- Список художников-пейзажистов России
Литература
- Г. В. Сорока. 1823—1864 (каталог). — Л., 1975.
- Островский Г. Григорий Сорока. — СПб., 1993.
- Подушков Д. Л. Сорока Г. В. — творческий символ удомельской земли. 180 лет со дня рождения. Альманах «Удомельская старина». 2003, № 33.
- Подушков Д. Л. Обретена могила художника Григория Сороки. Альманах «Удомельская старина». 2006. № 45.
- Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009. — 416 с.