А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Бёрн-Джонс, Эдвард Коли»

Эдвард Коли Бёрн-Джонс
Фотография
Дата рождения:

28 августа 1833(1833-08-28)

Место рождения:

Бирмингем

Дата смерти:

17 июня 1898(1898-06-17) (64 года)

Место смерти:

Лондон

Гражданство:

 Великобритания

Жанр:

историческая живопись

Учёба:

Данте Габриэль Россетти, Италия

Стиль:

прерафаэлитизм
символизм[1]

Известные работы:

Зачарованный Мерлин
Король Кофетуа и нищенка

Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833, Бирмингем, Великобритания — 17 июня 1898, Лондон, Великобритания) — близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения ремёсел и искусств. Широко известен своими витражами.

Ранние годы

В молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

Женитьба и семья

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840—1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.[2]

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18ого века с большим садом в Фулхэме. В течение 1870х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни»[3]) с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента.[3][4] В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце-концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.[5]

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850—1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911—1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеил стали писателями.

Награды

Бёрн-Джонс получил Орден Почётного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка» (англ. King Cophetua and the Beggar Maid, 1884).

Живопись

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть короля Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый.[6] Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй.[6] На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Список картин

  • 1872—1877 — «Зачарованный Мерлин» / The Beguiling of Merlin
  • 1876 — «Благовещение» / The Annunciation
  • 1880 — «Золотая лестница» / The Golden Stairs
  • 1884 — «Король Кофетуа и нищенка» / King Cophetua and the Beggar Maid
  • 1886—1887 — «Голова Горгоны» / The Baleful Head
  • 1894 — «Любовь среди руин» / Love Among the Ruins

Примечания

  1. Edward Burne-Jones (PDF)
  2. Wildman, Edward Burne-Jones, p. 107
  3. 1 2 Wildman, Edward Burne-Jones, p. 114
  4. Flanders, Circle of Sisters, p. 118—120.
  5. Flanders, Circle of Sisters, p. 136
  6. 1 2 Братство Прерафаэлитов

Литература

  • Лоранс де Кар. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски —М.: Астрель, 2002, с. 128 ISBN 5-271-02251-1.
  • Бодри Л. Бёрн-Джонс / Пер. Е. Боратынской. М., 1910.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную