Дание́ль Бюре́н (фр. Daniel Buren, р. 25 марта 1938, Булонь-Бийанкур, деп. О-де-Сен) — французский живописец, концептуальный художник, скульптор. Биография и творчествоЗакончил Ecole Nationale Supérieure des Métiers d’Art в Париже, в 1960 г. После 1966 создал эстетическую форму, которая позволила ему сосредоточиться исключительно на положении произведения искусства в пространстве: он сфокусировался на изображении перемежающихся белых и цветных полос. Эта творческая стратегия стала его отличительным знаком. В 1969 году он опубликовал декларацию, в которой отрекся от создания «сочинённых» картин. И демонстрируя полную свободу от традиции, принялся рисовать полосы равной ширины, чередуя пары цветов. Решив принять участие в обзорной выставке в музее Гуггенхейма, Бюрен придумал план развески двух полосатых полотен, одно из которых, примерно 20х9 метров должно было висеть в центральной части холла, а второе — над 88-й улицей. Идея состояла в том, что, спускаясь по спирали пандуса музея, зритель видел висящее внутри полотно с разных сторон — как трехмерную конструкцию, меняющую функцию самого пандуса. Творческие принципыСмысл своей деятельности Бюрен видел в ненавязывании, непостроении, нерешении того, как организовать внутренний порядок произведения. На этой позиции Бюрен пытался удержаться в течение всех 1980-х, когда его работу часто обвиняли в том, что она становится всего лишь знаком, пустой манерой радикального поведения. Тем не менее, проекты Даниеля Бюрена, как бы декоративны они ни были, по-прежнему требовали от зрителя размышлений о том, как зависит произведение искусства от своего размещения в пространстве. Рассуждая о конструкции, подготовленной им в 1984 году для экспозиции в Генте, Бюрен предложил следующее логическое построение: «Хотя все элементы этой работы, по сути, являются элементами традиционной живописи, невозможно сказать, что то, о чем мы здесь говорим, — живопись. Далее, хотя все эти элементы поставлены стационарно, мы не можем сказать, что то, о чем мы здесь говорим, — скульптура. И хотя все сооружение можно рассматривать как декорацию, которая открывается с двух сторон в зависимости от передвижений и положения зрителей, так что те становятся как бы актерами в пьесе без слов, все это тем не менее не позволяет нам сказать, что то, о чем мы говорим, — театр… То, что показано, есть только то, что показано». Скульптурные работы
Признание
Ссылки
|