Карл Брюллов |
|
Имя при рождении: |
Карл Брюллов
|
Дата рождения: |
12 декабря (23 декабря) 1799(1799-12-23)
|
Место рождения: |
Санкт-Петербург
|
Дата смерти: |
11 июня (23 июня) 1852(1852-06-23) (52 года)
|
Место смерти: |
Манциано, Лацио, Италия
|
Гражданство: |
Российская империя
|
Жанр: |
Историческая живопись, портрет
|
Учёба: |
Академия художеств
|
Стиль: |
Академизм, романтизм
|
Известные работы: |
- «Последний день Помпеи»,
- «Всадница»,
- «Осада Пскова»
|
Влияние: |
Рафаэль, Пуссен, Веласкес
|
Влияние на: |
Федотов, Флавицкий, Моллер, Шевченко, Нефф, Крамской, Репин, Семирадский, Серов, Шилов
|
Награды: |
- 1813 — малая серебряная медаль АХ («Натурщик»),
- 1817 — большая серебряная медаль АХ («Натурщики»),
- 1818 — малая золотая медаль АХ («Улисс и Навсикая»),
- 1819 — малая золотая медаль АХ («Нарцисс»),
- 1821 — большая золотая медаль АХ («Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского»),
- 1834 — золотая медаль выставки Парижского Салона(Париж) («Последний день Помпеи»).
|
|
Карл Па́влович Брюлло́в (12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург — 11 (23) июня 1852, Манциана, Италия) — русский[1] художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.
Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.
Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.
Биография
Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.
С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».
В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.
К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.
В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.
|
И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем!
- Е.А.Баратынский
|
|
До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину «Осада Пскова» (1839—43; не окончена).
Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); «Автопортрет», (1848).
Последние годы
В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.
В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».
Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю)1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.
Оценки
Брюллов был современником Делакруа и Энгра; «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году; «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему, в которой Брюллов варился постоянно. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.
Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. Так, Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По определению И. С. Тургенева, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…» (И. С. Тургенев. Собрание сочинений. Т. 10. — М. 1949. — С. 258).
Галерея известных работ
-
Итальянское утро, 1823. Кунстхалле, Киль, Германия
-
Итальянский полдень, 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Последний день Помпеи, 1830—1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Всадница, 1832. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет М. А. Бек, 1840. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения
-
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позднее 1842. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
-
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского , 1837. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет гр. К. А. Поццо ди Борго , 1833—1835. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Россия
-
Портрет И. А. Бека (1807-1842). Около 1839. Саратовский художественный музей им.А.Н.Радищева, Россия
-
Портрет баснописца
И. А. Крылова, 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет члена Государственного совета князя А. Н. Голицына, 1840. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет писателя
А. Н. Струговщикова, 1840. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. 1841. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского (1817—1852), 1849. Частная коллекция, Лондон
Акварели
-
Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных. 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит), 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Джованина Пачини, 1831. Частная коллекция
-
Портрет великой княжны Марии Николаевны (1819-1876). 1837. Этюд. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
-
Портрет кн. Е. П. Салтыковой, 1833-1835. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Ольга Ферзен на ослике, 1835. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
-
Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Влияние
Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.
Интересные факты
- Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов, по просьбе Жуковского, написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова[2].
Адреса в Санкт-Петербурге
- 23.12.1799 — 10.1809 — Дом П. И. Брюллова — Средний проспект, 17;
- 10.1809 — Осень 1821 года — Академия художеств — Университетская набережная, 17;
- осень 1821 — 08.1822 года — Временная деревянная мастерская на Соборной площади (не сохранилась);
- 23.05. — начало 08.1836 года — квартира С. А. Соболевского в доме Таля — Невский проспект, 6;
- начало 08.1836 — 04.1849 года — здание Академии художеств — Университетская набережная, 17.
Память
- На монетах и почтовых марках
-
-
Почтовая марка СССР, 1952 год
-
Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков
-
Почтовая марка СССР, 1968 год: картина «Последний день Помпеи»
-
Почтовая марка России, 1999 год
-
К. П. Брюллов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
См. также
- Брюллов, Александр
- Самойлова, Юлия Павловна
- Фильм о жизни и творчестве К. Брюллова, созданный Русским музеем.
Литература
- Карл Павлович Брюллов. — М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. — Т. 23. — 48 с. — (Великие художники). — ISBN 978-87107-196-0
Примечания
Ссылки
Российские немцы |
Субэтносы и социальные группы |
Российские немцы (Поволжье, Петербург, Пихтинские голендры) • Немцы Казахстана • Прибалтийские немцы • Крымские немцы • Терские меннонитские колонии • Азербайджанские немцы • Немцы на Украине |
История |
Немецкая слобода • Остзейское дворянство • АССР немцев Поволжья • ОК ВКПб АССР немцев Поволжья • Азовский немецкий национальный район • Алтайский немецкий национальный район • Депортация немцев в СССР • Немецкая автономия в Казахстане (см. также Целиноградские события 1979 года) • Памятник «Немцам России» |
Отношение к религии |
Меннониты • Штунда • Католичество в России • Лютеране • Вюстизм • Темплеры |
Культура, наука и искусство |
Немецко-платский диалект • Петришуле • Plautdietsch-Freunde |
Разное |
Список российских немцев • Переселенцы из стран бывшего СССР в Германии • Энциклопедия • Приёмный лагерь Мариенфельде • Лагерь Фридланд • Московские немцы • Убей немца! • Фольксдойче • Сарпинка |
|