Элий Белютин |
Элий Михайлович Белютин |
Имя при рождении: |
Элий Михайлович Белютин
|
Дата рождения: |
10 июня 1925(1925-06-10)
|
Место рождения: |
Москва, РСФСР, СССР
|
Дата смерти: |
27 февраля 2012(2012-02-27) (86 лет)
|
Место смерти: |
Москва, Россия
|
Гражданство: |
СССР→ Россия
|
Учёба: |
Московский художественный институт им. В. И. Сурикова
|
Влияние: |
А. В. Лентулов,
П. В. Кузнецов,
Л. А. Бруни
|
Влияние на: |
Игорь Снегур
|
Элий Михайлович Белютин (род. 10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, Москва[1]) — российский художник и теоретик искусства.
Биография
В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (преподаватели — А. В. Лентулов, П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни и др.). Занимается в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института. С 1950 года преподавал:
- в Московском товариществе художников;
- в Студии инвалидов Отечественной войны;
- в Институте повышения квалификации художников-графиков;
- в Текстильном институте;
- в Полиграфическом институте.
С 1954 года Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой коммунистической для своих занятий. Именно в этом помещении была организована выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ.
Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.
Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Э. М. Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Не понимая, что это явная ловушка, художники повесили свои картины на втором этаже выставки в Манеже. После её посещения 1 декабря 1962 года Н. С.Хрущевым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э. М. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке.
В 1970-е годы Э. М. Белютин продолжал вести группы по повышению квалификации:
- на комбинате имени Свердлова;
- на Трехгорке;
- в Областном отделении Союза художников;
- в ВИА Легкой промышлености
В 1960-е произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции.
В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».
В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия).
В 1970-е участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии. В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.
Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко всё большей абстракции, полностью отвлечённой от предметности в поздних «картинах-модулях».
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
Литература
- Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. — М.: 1956;
- Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. — М.: 1963;
- Элий Белютин. Жизнь. Творчество. Теория. — М.: 1990.
См. также
- Посещение Хрущёвым выставки авангардистов
Примечания
Ссылки