Вагрич Бахчанян |
|
Имя при рождении: |
Вагрич Акопович Бахчанян
|
Дата рождения: |
23 мая 1938(1938-05-23)
|
Место рождения: |
Харьков, СССР
|
Дата смерти: |
12 ноября 2009(2009-11-12) (71 год)
|
Место смерти: |
Нью-Йорк, США
|
Гражданство: |
США
|
Жанр: |
Художник, литератор-концептуалист
|
|
Вагрич Акопович Бахчанян (23 мая 1938, Харьков, СССР[1][2][3][4] — 12 ноября 2009[5], Нью-Йорк, США) — художник, литератор-концептуалист.
В шутку называл себя армянином на 150 %, потому что даже мачеха была армянкой[6].
Творческая биография
Художником был всегда, сколько себя помнил. Учился в художественной школе и в студии Алексея Михайловича Щеглова, поклонник искусства начала века, он дружил с Василием Дмитриевичем Ермиловым, известным авангардистом 20-х годов. Творчество характерно изобретением новых техник и направлений, разработкой связи слова и имиджа.
В 1974 году эмигрировал.
Жил в Нью-Йорке.
Александр Генис:
Вагрич был не диссидентом, а формалистом. … Для Америки Бахчанян оказался слишком самобытным и независимым. Сочетание малопригодное для большого успеха. … Он органически не способен к компромиссу между своими возможностями и чужим вкусом. На собственном опыте я убедился, что Вагрича нельзя заставить работать на себя. Можно либо работать на него, либо оставить в покое. … в Америке Вагричу не хватает России. Перебирая экспонаты «музея Бахчаняна», я думаю, что ещё больше России не хватает Вагрича.
— [7]
В 2003-м Вагрич Бахчанян первый раз приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в «Стелла Арт Фаундейшн», на выставке в музее им. А. Д. Сахарова; его коллаж стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея им. Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
Загадочная, неизлечимая болезнь привела к трагической развязке. Александр Генис:
Вагрич умер. Как хотел. [8]
Юрий Милославский:
Вагрич Бахчанян, — прежде всего прочего и всего очевидного, — был создателем направлений в искусстве, то есть главным конструктором. Он, таким образом, создавал эссенции, или, если угодно — многомерные рабочие модели того, что — освоенное и усвоенное, а значит — несколько «разжиженное» получившими эту модель (эту эссенцию) мастерами-поварами разных способностей — передается затем в распоряжение потребителей.
— [9]
Читать и смотреть книгу Вагрича Бахчаняна «Мух уйма», 1998.
Анализ творчества
«Художник слова». Пафосный ярлык „художник слова“ — самоопределение Вагрича Бахчаняна. И одновременно — демонстрация одного из способов художественной утилизации идеологического мусора: изобретательное приглашение легкого на выдумки художника-писателя в мир собственных языковых игр. Игр. В которых все, будь то коллажи, рисунки, живопись, книги-объекты, перформансы, пьесы, короткие и пространные тексты разных жанров, раздаривающие речевым штампам жизнь новых значений, ожидает от нас не только вкуса к аскетической экономии средств, но также открытости к неистощимой, абсолютно естественной способности автора смешить читателя и зрителя. При том смешить не эстрадным скоморошеством, а высокопробной художественной продукцией, обязанной редкостному, независимому ни от какой моды союзу индивидуального видения с проблематикой современного искусства.» Евгений Барабанов, к каталогу выставки Бахчаняна в «ERA Foundation», Москва
«Казус Бахчаняна — это, наверное, наиболее яркое на сегодня противоречие между значимостью творца в истории и местом в иерархии современного русского искусства. В этом нет ничего удивительного: Бахчанян никогда не стремился соответствовать принципам рынка, которые ведь не только сейчас, но почти всегда, даже в подпольной Москве 1960-х, определяли «героев своего времени» в актуальном режиме. Другое дело, что рано или поздно приходится расставлять всё на свои места. Фигуру Вагрича со всей очевидностью можно поставить у истоков многих явлений: соц-арта, отечественных версий концептуализма и мэйл-арта, постмодернизма в его нынешнем виде нескончаемого микса цитат. …Бахчанян разный, но выделить центральную линию в его творчестве все же не составляет труда. Тихое искусство, соединяющее в себе качества «для всех» (доступность, ясность, остроумие) и «для немногих» (неброское, но поистине ювелирное изящество камерного коллажного формата, использование практики реди-мейд). …Бахчанян не столько концептуалист по стилистике, сколько философ по интенции, преимущественно использующий оптимальную для философии новейшего времени категорию парадокса. По его работам можно выверять золотую середину между натужной усмешкой концептуализма и оголтелым стебом постмодернизма. Бахчанян — образцовый постмодернист, использовавший весь спектр приемов, тропов и механизмов этого направления задолго до того, как он превратился в расхожий материал нашего нового искусства.» Антон Новиков, журнал «Искусство», 4/2008
Анастасия Докучаева – московский куратор выставки «Заблудившаяся война-2», говоря о графике и работах Вагрича Бахчаняна, считает что
«он видит мир как парадокс и как истинный авангардист наслаждается этим. Страна его рождения - Советский Союз - сполна снабдила его противоречиями всех мастей, от детско-смешных до мрачно-кафкианских и платоновских, а равно позволила ему стать наследником русских авангардных художников и литераторов, таких как Алексей Крученых и Даниил Хармс, уже давно вступивших в игру со словом и образом, подменами смыслов, знаковыми каламбурами и т.д.
Объединив одно с другим, Бахчанян превратил в объект художественного исследования бесконечные штампы советского культурного пространства: мыслительные, лексические, исторические, визуальные. Будучи профессиональным карикатуристом, художник вылавливает эти очевидные и тайные «фразеологизмы» культуры и псевдокультуры и по-новому соединяет и перестраивает их, нередко превращая в совершенно невероятные семантические и визуальные конфигурации, которые под давлением его мастерства приобретают афористичную чеканность.
Как настоящему игроку Бахчаняну не достаточно просто обозначить явление, ему требуется полностью насладиться им. В серии рисунков «Американцы глазами русских», выполненной в 1983 году в США. он, опираясь на опыт советских карикатуристов, подробно иллюстрирует все виды агрессивности, тупости, чванства, алчности, гордыни, в результате чего возникает визуальная квинтэссенция самого понятия карикатуры. Художественное видение Бахчаняна литературоцентрично и за изображениями легко прочитывается возможный словесный комментарий - одна из газетных формулировок или цитат партийных деятелей, в свою очередь сконструированная на основе мифологизированной системы мышления, склонного к преувеличениям.
Хочет ли художник выступать в роли Вергилия, указующего путь к тому, как найти выход из бесконечного клубка нелепиц и навязчивого бреда? Или, следуя принципам их формообразования, стремится окончательно смешать все концы и начала? Или же он выступает шаманом от современного искусства, собираясь в прямом смысле слова «заговорить» культурные «тексты», составить новую могущественную формулу из слов и знаков, по отдельности почти утративших значение и узнаваемость в силу своего повсеместного присутствия? Возвращает ли это заклинание мир к высшей гармонии или же к вечному хаосу, не вполне очевидно. Самого художника устраивает возникновение некой новой реальности, комментирующей наше существование. Игровое, а иногда и хулиганское начало его искусства позволяет самому автору сохранить полную независимость относительно объекта исследования.
Сон разума порождает самых разных и причудливых чудовищ, на которых Бахчанян с удовольствием охотится, чтобы затем демонстрировать в веселом цирке своего остроумия.»
— Анастасия Докучаева, московский куратор выставки в Доме Москвы в Севастополе, «Заблудившаяся война-2»
Выставки
Персональные
- 1968 — Кафе «Синяя птица», Москва
- 1973 — Gallery Charley Chevalier, Paris
- 1974 — Gallery Gras, Vienna, Gallery Sazenhofen, Salzburg
- 1977 — Gallery Gras, Vienna, «ART-77,» Basel
- 1977 — «Save Time»—30 shows on the same day at 30 New York City galleries
- 1978 — «First Russian Propaganda Art Performance», Modern Art Museum, New York
- 1982 — Micro Hall Center, Edewecht, Germany
- 2003 — The National Centre for Contemporary Arts, Moscow, Russia
- 2007 — ERA Foundation, Moscow, Russia
- 2008 — «PICASSO-USSR», POP/OFF/ART Gallery, Moscow, Russia
- 2008 — «Dreams of Reason», Moscow House in Sofia, Bulgaria and at the Mediterranean Festival of Russian Art KODRA
- 2010 — Stella Art Foundation, Moscow, Russia
Групповые
- 1965 — "Unofficial Artists and Poets, " Kharkov, Ukraine
- 1974 — «Progressive Trends, Moscow 1957-60,» Museum of Bochum, Germany
- 1976 — International Artmarket, Dusseldorf, Germany,
"Contemporary Russian Art, " Palais des Congres, Paris, International Artfair, Vienna
- 1977 — New Art from the Soviet Union, Arts Club of Washington, Herbert Johnson Museum of Art, Ithaca, US, Biennale in Venice «La Nuova Arte Sovietica»
- 1978 — "Non-Conformist Art from the Soviet Union, " Lodi, Italy, «New Non-Official Art from the USSR,» Bellinzona, Switzerland, Pratt Manhattan Center, New York, "The New Soviet Art, " Turin, Italy
- 1979 — Artists Books at the Modern Art Museum, New York
- 1981 — Artists Books at Georges Pompidou Centre, Paris, "New Russian Wave, " Contemporary Russian Center, New York, XVI Biennale, Sao Paolo, Brazil
- 1982-83 — Samizdat Art, Franklin Furnace Gallery, New York, Rochester Visual Studies Workshop, Rochester, New York, Chappaqua Library Gallery, Chappaqua, New York, Washington Project for the Arts (WPA), Washington. D.C. , Ronald Feldman Gallery, New York, part of «1984 — A Preview», Anderson Gallery, Commonwealth University, Richmond, VA, Andor Gallery, Seattle, WA, The Western Front Gallery, Vancouver, Canada, Hewlett Gallery, Carnegie-Mellon University, Pittsburgh, PA, Henry Street Settlement, New York, part of «Funny Books»
- 1984 — Los Angeles Contemporary Exhibitions, Inc. (LACE,) Los Angeles, CA
- 1991 — "Other Art, " Tretiakov Gallery, Moscow
- 1995 — «Kunst im Verborgenen—Nonkonformisten Rußland 1957—1995», Wilhelm Hack Museum, Ludwigshafen-am-Rhein, Germany, Documenta Halle, Kassel, Germany, Staatliches Lindenau Museum, Altenburg, Germany, Manezh Gallery, Moscow
- 1996 — «Nonkonformisten, Second Russian Avantgarde, 1955—1988» (Bar-Ghera’s art collection), Ludwig Museum at the Russian State Museum, St. Petersburg, Tretiakov State Gallery, Moscow, Stedel Institute of Art, Frankfurt-am-Meine
- 1997 — Galleries of the Bayer Culture Department, Leverkusen, Germany, Josef Albers Museum, Bottrop, Germany, Douglas Cooley Memorial Art gallery, Reed College, Portland, Oregon
- 1998 — "Präprintium, Moskauer Bücher aus dem Samizdat, " Berlin, Staatsbibliotek-Preußicher Kulturbesitz, "Präprintium, Moskauer Bücher aus dem Samizdat, " Bremen Neues Museum Wesserburg
- 2000 — "Non-conformisti dalla Collezione Bar-Gera, " Verona, Italy, "Cold War/Hot Culture, " M. Barrick Museum, Las Vegas
- 2001 — "Präprintium, Moskauer Bücher aus dem Samizdat, " Museum für Literatur am Oberrhein, Karlsruhe, Germany
- 2003 — «Multiples», Kingsborough College of CUNY, New York
- 2005 — Avantgarde im Untergrund, Russische Nonkonformisten aus der Sammlung Bar-Gera, Kunstmuseum, Bern, Centre for Contemporary Arts, Moscow New Acquisitions, Centre for Contemporary Arts, Moscow, «Author’s Books-II», curated by V. Patsuikov, «Moscow Grafika: Artists’ Prints 1961—2005», International Print Center New York and the Kolodzei Art Foundation, Inc.
- 2006 — «Artists Against the State: Perestroika Revisited», Feldman Gallery, New York, «Russian Art of the 20th century: Then and Now», Ober Gallery, Kent, Connecticut, National Art Museum of Ukraine, Kiev, Ukraine
- 2007 — «SOTSART» at the Tretiakov Gallery, Moscow, «SOTSART» at the Maison Rouge, Paris, «Forbidden Art» at the Sakharov Center, Moscow, Centre for Contemporary Arts, Moscow, «Word and Image», curated by V. Patsuikov, «Adventures of the Black Square», Russian Museum, St. Petersburg, Russia, «Sztuka Buntu», Historical Museum, Lodz, Poland, «Sztuka Buntu», Regional Museum, Radomski, Poland, «The Destiny of a Country — the Destiny of an Artist», Primorskaia State Picture Gallery, Vladivostok, Russia, «Russian America», Primorskaia State Picture Gallery, Vladivostok, Russia
- 2008 — «Russian Artists from Abroad», Centre for Contemporary Arts, Moscow, Moscow — New York = Parallel Play, Selections from the Kolodzei Art Foundation Collection of Russian and Eastern European Art, «Magazine A to Z» at the Sakharov Center, Moscow, «100 % Black Square» at POP/OFF/ART Gallery, Moscow, «Aspei-Transmental-Zapad/Vostok», Akhmatova Museum, St. Petersburg, «Second Russian Avantgarde, 1955—1988», Slovenska Narodna Galeria, Bratislava, Slovak Rep.
- 2008 — Kunsthistorisches Museum, Vienna
- 2010 — «Summa Summarum», NCCA, Moscow, «Self-portrait», Moscow Museum of Contemporary Art, Moscow, Russia
- 2010 — «Заблудившаяся война-2», «Дом Москвы», Севастополь, Russia, также в Риге, Софии, Вене, на острове Корфу, Салониках, Венеции
- 2010 — Biennale «Boomerang», Perm, Russia, Perm Museum of Contemporary Art
- 2011 — «Press Day», Gallery «PROUN»@Vinzavod, Moscow, Russia
- 2011 — «Museum of Artist’s Book», Museum of Contemporary Art ERART, St. Petersburg, Russia
Коллекции
Bar-Gera Collection, Köln, Germany; Centre for Contemporary Art, Moscow, Russia; National Art Museum of Ukraine, Kiev, Ukraine; MOMA, New York; Paul and Gerthy Quaedvlieg Collection, Netherlands; Paul Getty Museum of Art, US; Zimmerli Art Museum, Rutgers U, US; Stella Art Foundation; Markin Museum
Книги Вагрича Бахчаняна
- 1981 — «Автобиография сорокалетнего автора»
- 1981 — «Visual diary: 1/1/80 — 12/31/80»
- 1985 — «Демарш энтузиастов» (в соавторстве с Сергеем Довлатовым и Наумом Сагаловским)
- 1986 — «Синьяк под глазом: пуантель-авивская поэма»
- 1986 — «Ни дня без строчки (годовой отчет)»
- 1986 — «Стихи разных лет»
- 2003 — «Мух уйма: художества»
- 2005 — «Вишневый ад и другие пьесы»
- 2010 — «Сочинения Вагрича Бахчаняна»
- 2011 — «Записные книжки Вагрича Бахчаняна»
Афоризмы и лозунги Бахчаняна
- Искусство принадлежит народу и требует жертв.
- Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!
- Бей баклуши — спасай Россию!
- Вся власть — сонетам.
- Всеми правдами и неправдами жить не по лжи.
- Лишний человек — это звучит гордо.
- Доведем нелепость через бессмыслицу к абсурду!
- Береги честь спереди!
- Я испытываю чувство юмора за свою родину.
Примечания
Ссылки
Источники
- Бахчанян В. Мух уйма (Художества). Не хлебом единым (Меню-коллаж) / Предисл. А. Гениса. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 512 с. — ISBN 5-9757-0027-2.
|