Александр Дмитриевич Аксинин (2 октября 1949, Львов — 3 мая 1985, Львовская обл.) — выдающийся русский художник-график, живший во Львове (УССР), известен как «львовский Дюрер» [1]. БиографияВнешне биография А. Аксинина была бедна событиями. Он писал в автобиографии: «В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове. 1972 — диплом Полиграфического института, по специальности — график. 1977 год — откровение с сопутствующим ощущением времени. 1981 года — откровение с сопутствующим ощущением вечности. 1979 — первая выставка в Таллине. 1981 — вторая выставка в Польше. Всё». Александр Аксинин родился 2 октября 1949 года во Львове. Его отец Дмитрий Петрович в это время служил военным картографом, а мать Людмила Ефимовна работала в железнодорожных учреждениях. Воспитанием Александра занималась его бабушка Александра Михайловна Нестерова, бывшая учительница, которая была репрессирована и после отбытия ссылки решила не разлучаться со своей дочерью, матерью будущего художника. Именно бабушка крестила Александра в Свято-Георгиевской церкви на улице Короленко. Позже появился ещё один ребёнок в семье, Сергей (1954—2000).
В 1967—1972 году он учился во Украинском полиграфическом институте им. Ивана Федорова, в котором нашёл несколько ближайших друзей на всю последующую жизнь. Перед призывом в армию он некоторое время проработал в Житомирском облполиграфе и художественным редактором во львовском издательстве «Каменяр». Военную службу он проходил сначала в городе Броды, откуда был отозван для участия в оформлении экспозиции Музея войск Прикарпатского военного округа. Его пребывание в доме родителей после возвращения из армии было недолгим. Александр Аксинин перебрался к друзьям. Стремясь к большей независимости от повседневности, он полностью отдался глубинному познанию бытия и художественному воплощению своего видения мира, он сосредоточился на интеллектуальной работе, попытках постичь назначение мира и человека с точки зрения религиозных течений и современных философских направлений — особенно онтологии и феноменологии, а также экзистенциализма, персонализма, психоанализа. В 1978 году Аксинин женился на молодой писательнице, музыканте Энгелине (Гелене) Буряковской, которая ввела его в круг деятелей «другой культуры» из Москвы и Ленинграда — художниками, искусствоведами, поэтами, которые творили за пределами официально искусства, в частности, с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильёй Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром. Виктор Кривулин помог организовать в начале 1980-х несколько «квартирных» выставок художника в Ленинграде. Аксинин также дружил и общался с прибалтийскими художниками, среди которых были Тынис Винт, Велло Винн, Владимир Макаренко, Стасис Эйндригявичус. Именно на это время приходилось интенсивное чтение Аксининым философского и религиозного самиздата. Имя Аксинина стало известным за границей на переломе 1970-х и 1980-х годов, после того как его произведения были отмечены Почётной медалью на международной биеннале «Малые формы графики» в Лодзи (1979), а экслибрис был признан лучшим на конкурсе, посвящённом 1500-летнему юбилею святого Бенедикта (1981). С тех пор работы Аксинина привлекают внимание знатоков и собирателей графики. Гибель3 мая 1985 в 10:38 Александр Аксинин вылетел на самолёте Ту-134 из аэропорта Таллина. В 12:02 в шести километрах от Золочева на высоте 3900 метров этот сам самолёт столкнулся с военно-транспортным самолётом Ан-26, который должен был доставить в Москву высшее руководство военно-воздушных сил Прикарпатского военного округа. Ту-134 через 3 минуты 14 секунд упал на землю. Причины аварии, в которой погибли 94 человека, до конца не ясны, так как самолёты были технически исправны, их экипажи были опытными, а полёты проходили под контролем с земли. По факту авиакатастрофы были осуждены диспетчеры и руководитель полётов. ТворчествоЗа свою короткую жизнь Александр Аксинин создал примерно 350 офортных и около 150 акварельных работ и работ в смешанной технике (гуашь, китайская тушь, типографская краска). Известно также о 4 живописных работах кисти Александра Аксинина. Среди печатной графики — иллюстрации к «Алисе в стране чудес» (1976—1977), «Приключения Гулливера» (1977—1978), к древнекитайской «Книге перемен» (1984—1985), серии «Босхиана» (1977—1978), «Знаки Зодиака» (1974), «Звуки» (1980), «Месяцы» (1980), «Слова» (1980—1981), «Почта Александра Аксинина» (1983—1984). Аксинин был одним из наиболее ярких представителей львовской нонконформистской культуры и наиболее заметной фигурой среди русскоязычных художников Львова (О. Емельянова, Г. Левицкая, В. Онусайтис, Пинигин, Владимир Кириллович, А. Семагин, И. Соболева, Е. Суевалова, Ю. Чарышников, В. Ковальчук), так или иначе демонстрировавших независимость от официального искусства. Творчество Аксинина, которое требует от воспринимающего эрудированности, интеллигентности и чувства юмора, не было принято и оценено ни функционерами советского искусства, ни широкой львовской публикой. Эстетика Аксинина принципиально противостояла и соцреализму и обывательским вкусам. Зашифрованные на нескольких уровнях, с аллюзиями к художественным и философским текстам, визуальным символам и культурным явлениям, его работы иногда не вызывали эмоционального резонанса даже среди тех, кто считал себя близким к искусству. Герметичные, сновидные работы Аксинина выступают как сложные метафизические тексты, которые требуют значительного культурного уровня и духовных усилий. Хотя Александр Аксинин пользовался традиционной техникой офорта, он не стремился академически изобразить окружающее; ему были близки такие художники, как Босх, Брейгель, Эшер, Дюрер. Как писал друг Аксинина, искусствовед Дмитрий Шелест, «предельная отшлифованость техники, филигранность линии, тончайшая проработка деталей, торжественная симметрия построений, сложность плановых и перспективных решений, рафинированный контраст темного и светлого, ритмизация общего тонального решения — вот характерные черты лучших работ А. Аксинина». Персональные выставки
Афоризмы Аксинина
См. также
Использованная литература
Ссылки |