А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Клюн, Иван Васильевич»

Иван Васильевич Клюн
Иван Васильевич Клюн (Клюнков). Автопортрет.
Иван Васильевич Клюн (Клюнков). Автопортрет.
Имя при рождении:

Иван Васильевич Клюнков

Дата рождения:

1 сентября (20 августа) 1873(1873-08-20)

Место рождения:

д. Большие Горки, Владимирская губерния, Российская империя

Дата смерти:

13 декабря 1943(1943-12-13) (70 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 Российская империя ,  СССР

Учёба:

Художественная школа (Пенза), рисовальная школа при ОПХ в Варшаве, студия Ф.Рерберга ( Москва), студия И.Машкова (Москва), студия В.Фишера (Москва).

Стиль:

авангард ( супрематизм, кубофутуризм )

Влияние:

Казимир Малевич, Михаил Врубель.

Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия Клюнков; 1 сентября (20 августа) 1873, д. Большие Горки, Владимирская губерния — 13 декабря 1943, Москва) — русский художник и теоретик искусства, мастер русского авангарда первой половины XX века.

Биография

Родился в семье плотника в деревне Большие Горки во Владимирской губернии. В 1881 вместе со всей семьёй переселился на Украину. В 1890 переехал в Польшу, которая в это время была в составе Российской империи.

Первоначальное художественное образование получил в Варшаве и Киеве (одновременно служил в должности бухгалтера) в 1890-е.

В 1898 переехал в Москву. В начале 1900-х посещал московские частные студии: Ф. И. Рерберга, В. Фишера, И. И. Машкова.

Важнейшим моментом его биографии была встреча в 1907 с К. С. Малевичем, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие художника, ввел его в художественные круги русского авангарда. Это, однако, не помешало Клюну стать членом общества «Московский салон» в 1910 (в 1916 он вышел из общества), в задачи которого входила в основном организация выставок.

В 1900-е, подобно Малевичу, работает в традициях символизма и модерна (несомненно влияние М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. Д. Милиотти). В 1913 сближается (через Малевича) с петербургским авангардом в лице членов «Союза молодежи» и участвует в их последней выставке (1913/1914). Как и Малевич, увлекается в это время кубофутуризмом, живописным и скульптурным (последним, вероятно, под влиянием В. Е. Татлина), выставляется на всех авангардных выставках.

В 1915 участвует в создании буклета А. Е. Крученых «Тайные пороки академиков» (М.,1916): ему принадлежат литография и статья «Примитив в 20 столетии». Направленная против символизма и декадентства, эта книга стала последней данью Клюна футуризму. В 1915 уже как последователь малевичевского супрематизма он участвует в «Последней футуристической выставке картин 0,10», публикует в ее каталоге манифест. С этого периода начинается период беспредметного творчества. В 1916 участвует в группе «Супремус», возглавляемой Малевичем, и в неизданном журнале того же названия. Вместе с другими художниками-супрематистами сотрудничает с кустарными артелями в деревнях Вербовка и Скопцы. Этот период его творчества является одним из самых ярких в его жизни.

1918—1921 — профессор ГСХМ-Вхутемаса, с 1920 — член Инхука (Институт художественной культуры), а с 1921 — член-корреспондент ГАХНа.

До середины 1920-х продолжается период беспредметного творчества — Клюн создает цветовые конструкции из геометрических форм. Во второй половине 1920-х начинается увлечение французским искусством — он копирует из журналов произведения П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса. Но особенно его привлекает А. Озанфан: вплоть до середины 1930-х он создает натюрморты в духе пуризма.

Член Оста (с 1925), «4-х искусств» (1925—1927) и ОРСа (с 1927).

В начале 30-ых годов, как и большинство советских художников, вынужден был перейти к традиционно-фигуративной живописи, которая не принесла ему успеха.

С конца 1930-х гг. Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера, щедро раздаривая их знакомым.

Манифест супрематизма, изданный по случаю открытия выставки «0,10»

До нас скульптура была средством воспроизведения предметов. Скульптурного искусства не было, а было искусство скульптуры. Только нами вполне осознан принцип: Искусство как самоцель. Микель Анджело изваял из мрамора прекрасного Давида. Но чисто в скульптурном смысле это произведение ничтожно. В нем есть красота юноши, но совсем нет красоты скульптуры. Наша скульптура есть чистое искусство, свободное от всяких суррогатов, в ней нет содержания, а есть только форма.

Библиография

  • Шишанов В.А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Азизян И. А. К.Малевич и И. Клюн: от футуризма к супрематизму и беспредметному творчеству // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К.С.Малевича. 2001. №2.
  • Неизвестный русский авангард. Автор-составитель А. Д. Сарабьянов. М., 1992.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную