Дие́го Риве́ра (исп. Diego Rivera, полное имя — Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez); 8 декабря 1886 — 25 ноября 1957) — мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.
БиографияДиего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики. C 1896 по 1902 год брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. За успехи был премирован стипендией, которая позволила художнику поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год Ривера жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909—1920), в Италии (1920—1921). Побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо, Альфонсо Рейесом и другими. Как художник Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV—XVI веков), так и модернизма, в частности кубизма. Очень близки ему были и традиционные мексиканские художественные жанры и стили. В 1922 году Ривера вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1927 он приезжает в СССР, где в 1928 году становится членом-учредителем объединения «Октябрь». Ривера участвует в праздновании 10-й годовщины Октябрьской революции. Во время военного парада и демонстрации на Красной площади он находится на трибуне Мавзолея В.И. Ленина. Ривера сделал много рисунков, показывающих участников этой демонстрации. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства. Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, но после убийства Троцкого он занял позицию, соответствовавшую официальному курсу Сталина. Ривера работал в США в 1930—1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий. Одной из главных тем в творчестве Риверы были фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в Мексике. В 1932-1933 годах Ривера сделал фреску «Человек на распутье» для Рокфеллеровского Центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске были изображения В.И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве. Фреска была уничтожена в 1934 году (о чем было сделано официальное сообщение Центра), после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина "изображением лица неизвестного человека", как это было написано в письме адвоката Центра. Деньги за создание этой фрески Ривере выплачены не были. Автор впоследствии воссоздал фреску в Мехико, в оперном театре Паласио-де-Белла-Арт. Копия фрески получила другое название — «Человек, управляющий Вселенной». В 1955—1956 художник снова был в СССР. Диего Ривера скончался 25 ноября 1957 года в Мехико. Его женой была художница Фрида Кало. Произведения
См. также
Литература
Ссылки
|