А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Васильев, Фёдор Александрович»

Фёдор Васильев
Автопортрет
Автопортрет
Дата рождения:

10 (22) февраля 1850(1850-02-22)

Место рождения:

Гатчина, Российская империя

Дата смерти:

24 сентября (6 октября) 1873(1873-10-06) (23 года)

Место смерти:

Ялта, Российская империя

Гражданство:

 Российская империя

Жанр:

Живописец-пейзажист.

Учёба:

Рисовальная школа Общества поощрения художеств,
Императорская Академия Художеств

Стиль:

Реализм

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (10 (22) февраля 1850, Гатчина[1], Российская империя — 24 сентября [6 октября] 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист.

Биография

Фёдор Васильев родился 10 [22] февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился — сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.[2] Для Васильева это были дни упоительного единения с природой, дни самозабвенной работы, дни творческих поисков и замыслов. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Барки.» и «Волжские лагуны». Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Взошла короткая, но изумительная заря совершенно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи . Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «…Как много в нём для сердца русского слилось…». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель.», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе, и о милом сердцу севере. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. После дождя.», «Зима в Крыму.» … Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро.», «Заброшенная мельница.», «Болото в лесу. Осень.», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

Творчество

Галерея

Литература

  1. Васильев Ф. Письма и документы / Вступительная ст. и подготовка писем к печати А. А. Фёдорова-Давыдова. М., 1937
  2. Фёдоров-Давыдов А. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. М.; Л., 1947
  3. Мальцева Ф. С. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. Жизнь и творчество. М., 1984
  4. Приселков С. В. Рисунки Ф. А. Васильева // Труды всероссийской Академии художеств. Л.; М., 1947.Вып. 1. С. 185 ― 198
  5. Виннер А. Техника живописи Ф. Васильева // Художник. 1962. №6. С. 23 ― 26
  6. Новоуспенский Н. Н. Фёдор Александрович Васильев. Альбом. М., 1991
  7. Смольников И. Ф. Короткая заря. Повесть о Ф. Васильеве. Л., 1962
  8. Плясов Н.Ф. "Два портрета" (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). "Таврия". Симферополь. 1995.

Примечания

  1. Это по свидетельству первых биографов. Документов о месте и дате рождения Ф. А. Васильева не обнаружено.
  2. Федор Александрович Васильев

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную