Себастьяно Риччи |
Имя при рождении: |
Sebastiano Ricci
|
Дата рождения: |
1659 год(1659)
|
Место рождения: |
Беллуно
|
Дата смерти: |
1734 год(1734)
|
Место смерти: |
Венеция
|
|
Себастьяно Риччи (итал. Sebastiano Ricci, 1659, Беллуно — 1734, Венеция) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи.
Ранние годы
Сын Адреаны и Ливио Риччи родился в Беллуно, крещён 1 августа 1659 года. С 1671 года учился в Венеции у малоизвестных художников. По одним данным его учителем был Себастьяно Маццони, по другим — Федерико Червелли (последователь Луки Джордано). В 1678 году, обвинённый в попытке отравления женщины, забеременевшей от него, Риччи был заключён в тюрьму. Выпущен на свободу по ходатайству одного из членов семьи Пизани. Позднее он женился на матери своего ребёнка.
После освобождения Риччи уехал в Болонью и своё образование продолжил под руководством Джан Джузеппе дель Соле, художника декоративного направления, находившегося под влиянием манеры Веронезе. Изучая достижения болонской и венецианской школ, Риччи создал свой неповторимый стиль, для которого были характерны яркая цветовая гамма, светлый колорит, декоративность композиции.
Его заказчиком стал герцог Пармы Рануччо II Фарнезе. В 1686 году Риччи выполнил по его поручению «Оплакивание Христа» для церкви Нуово Капуцино. В 1687 — 1688 годах он создал серию полотен со сценами из жизни римского папы Павла III для дворца герцогини Фарнезе в Пьяченце.
Турин. Рим. Возвращение в Венецию
В 1688 году Риччи, оставив жену и дочь в Болонье, бежал в Турин с дочерью художника Джованни Франческо Перуццини Магдаленой. Риччи был снова заключён в тюрьму, ему грозила смертная казнь, но благодаря герцогу Рануччо он избежал наказания. Тот нанял Риччи в качестве придворного художника и поселил во дворце Фарнезе в Риме. Художник по заказу герцога копировал (1692—1694) ватиканскую фреску Рафаэля «Коронация Карла Великого» для короля Людовика XIV. Смерть герцога Рануччо в декабре 1694 года вынудила художника покинуть Рим, он переехал в Милан. Здесь до ноября 1695 года работал над росписью часовни церкви Сан-Бернардино деи Морти. В Милане Риччи познакомился с живописью Алессандро Маньяско. Трагическое содержание работ Маньяско не затронуло приверженца светлых и жизнерадостных композиций, трактовавшего библейские сюжеты в светском ключе, но Риччи перенял у него экспрессивную манеру исполнения, характерный энергичный мазок. В 1698 году Риччи возвращается в Венецию и время от времени покидает пределы республики, чтобы исполнить очередной престижный заказ. Этот период отмечен серьёзным увлечением Риччи творчеством Веронезе. Некоторые его произведения, созданные в то время, напоминают грандиозные многофигурные композиции и сияющую живопись одного из главных художников Венеции второй половины XVI века.
1706—1707. Флорентийские фрески
В 1706—1707 годах во Флоренции Риччи выполнил две важнейшие работы: некоторыми исследователями творчества художника они считаются вершиной его карьеры. Риччи создал большую серию фресок на мифологические сюжеты и аллегории в Палаццо Маручелли-Фенци и работал вместе с художником Джузеппе Тонелли над украшением комнат Палаццо Питти («Венера и Адонис»). Фрески в Палаццо Питти по сравнению с предыдущими работами Риччи отличаются более ярким цветом и светоносностью. Эти работы принесли Риччи европейскую славу.
Лондон. Париж
В 1712 году Себастьяно Риччи вместе с племянником и учеником Марко приезжает в Лондон. Вдвоём они создали серию из восьми полотен на мифологические сюжеты для лорда Берлингтона. По заказу графа Портленда Риччи расписал Часовню герцога Чендоса во дворце Кэннонс (эта работа не сохранилась). Пробыв в Англии четыре года, Риччи переезжает в Париж.
18 мая 1718 года за работу «Триумф Мудрости над Невежеством» Себастьяно Риччи был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры.
Творчество Риччи, самого раннего художника рококо, повлияло на развитие целой плеяды венецианских мастеров нового поколения: Франческо Палаццо, Гаспаро Дициани, Франческо Мильори, Гаэтано Цомпини, Франческо Фонтебассо. Увлечён был произведениями Риччи и самый гибкий и разносторонний из венецианских художников — Тьеполо.
Работы Себастьяно Риччи
- «Пьета», 1686, х., м., 130 х 120, Парма, церковь Нуово Капуцино
- «История Павла III», 1687—1688, х., м., Пьяченца, Палаццо Фарнезе, Городская Пинакотека
- «Апофеоз Павла III», 1687—1688, фреска, Пьяченца, Палаццо Фарнезе
- «Ангел-хранитель», 1694, х., м., 400 х 230, Павия, церковь Санта Мария дель Кармине
- «Основание базилики Теодолиндой», 1697, х., м., собор в Монце
- «Нептун и Амфитрита», Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы
- «Причастие святой Марии Египетской», 1698, х., м., Милан
- «Святой Григорий Великий преклоняющийся перед Девой Марией», 1700, х., м., 558 х 188, Падуя, церковь Санта-Джустина
- «Вознесение», 1701, х., м., 580 х 300, Рим, базилика Санти Апостоли
- «Аллегория королевских достоинств», 1702, Вена, дворец Шёнбрунн
- «Вознесение», 1702, х., м., 275 х 309 Дрезден, Галерея старых мастеров
- «Распятие с Богоматерью и святыми Иоанном Евангелистом и Карло Борромео», 1704, х., м., 235 х 144 Флоренция, Уффици
- Фрески, 1706—1707, Флоренция, Палаццо Маручелли-Фенци
- Фрески, 1707, Флоренция, Палаццо Питти
- «Мадонна с младенцем и святыми», 1708,х., м., 406 х 208 , Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре
- «Семейство Дария перед Александром», 1709, х., м., 194 х 246, Raleigh, Музей искусств Северной Каролины
- «Освобождение Святого Петра», 1710, Trescore Balneario, Бергамо, церковь Святого Петра, Сан Стае
- «Эсфирь перед Артаксерксом», 1711, х., м., 258 х 332, Палаццо Таверна, Рим
- «Святое семейство с Елизаветой и Иоанном», 1712, Королевская коллекция, Лондон
- Фрески в Берлингтон-хаус, 1712—1714, Лондон
- «Купидон перед Юпитером», 1712—1714, х., м., 484 x 503, Лондон, Берлингтон-Хаус
- «Бахус и Ариадна», 1712—1714, х., м., 189 x 104, Лондон, Чизвик-хаус,
- «Диана и нифмы», 1712—1714, х., м., 347 x 482, Лондон, Бирлингтон-хаус
- «Голова женщины», 1718, фрагмент фрески, Civis Museum, Беллуно
- «Сусанна перед Даниилом», 1726, х., м., 243 x 440, Турин, Галерея Сабауда
- «Идолослужение царя Соломона», 1725, х., м., 128 x 151, Турин, Галерея Сабауда
- «Агарь в пустыне», 1727, х., м., 180 x 140, Турин, Палаццо Реале
- «Экстаз святой Терезы», 1727, х., м., 370 x 185, Виченца, церковь Сан Джилорамо Дельи Скальци
- «Ревекка и Элиэзер у колодца», 1727, х., м., 182 x 139, Турин, Палаццо Реале.
- «Магдалина, умащивающая ноги Христа», 1728, х., м., 323 x 632, Турин, Галерея Сабауда
Ссылки
|