Жак Даре |
Jacques Daret |
Дата рождения: |
ок. 1403-1404
|
Место рождения: |
Турне
|
Дата смерти: |
ок. 1468-1470
|
Место смерти: |
возм. Брюгге
|
Покровители: |
Аббат монастыря Св. Вааса в Аррасе Жан дю Клерка
|
Влияние: |
Роберта Кампена (известен также как Флемальский мастер), Рогир ван дер Вейден
|
|
Жак Даре (фр. Jacques Daret, ок. 1403—1406 — ок. 1468—1470) — южнонидерландский художник.
Биография
Точная дата рождения Жака Даре не известна. Считается, что он родился между 1403 и 1406 годами в Турне (сейчас — Бельгия), где и прожил значительную часть жизни.
Он упоминается в сохранившихся документах в 1418 году как сосед по дому Роберта Кампена (известен также как Флемальский мастер). Существует также документ, в котором упоминается, что двое учеников Жак Даре и Рогир ван дер Вейден были приняты в мастерскую Кампена в 1427 году. Спустя пять лет, в 1432 году, Даре сам стал свободным мастером и состоял в турнеской гильдии св. Луки.
Между 1434—1452 годами Даре выполнял работы для Аббатства Св. Вааса в Аррасе. Аббат монастыря Жан дю Клерка на протяжении двадцати лет был важнейшим заказчиком и покровителем Даре.
С 1464 года он жил в Брюгге, где занимался декоративными работами для торжеств в связи с бракосочетанием короля Карла Смелого.
Считается, что Даре также работал в Лилле.
Упоминания о художнике обрываются в 1468 году. Предположительно он умер в 1468—1470 году в Брюгге.
Творчество
Исследователи творчества Жака Даре сталкиваются со своеобразной проблемой. С одной стороны, о его работах известно довольно много для мастеров того времени из сохранившихся документов. С другой, самих работ художника осталось чрезвычайно мало — лишь четыре внешние створки резного алтаря из Аббатства Св. Вааса:
Еще две панели («Мария Благоизвещения» и «Архангел Гавриил Благовещения») утрачены.
При этом можно отметить огромное сходство сохранившихся работ Даре, Кампена и Ван дер Вейдена. Так, «Посещение Елизаветы» Даре по композиции чрезвычайно схоже с одноименной работой Ван дер Вейдена. Что касается «Рождества», то тему и композицию Даре по всей видимости заимствовал у Кампена из его одноименной работы (1425 год, в настоящее время в коллекции Дижонского музея).
Исследователями отмечается, что в сравнении с современниками живопись Даре является передовой по стилю и технике. Однако по значению он не сравним ни с учителем — Флемальским мастером, ни со своим коллегой Рогиром ван дер Вейденом.