Моисе́й Зе́ликович Ле́вин (28 февраля 1895, Вильно — 19 августа 1946) — советский российский и казахстанский художник и кинорежиссёр. БиографияМоисей Левин в 1914 году окончил Художественное училище, затем Академию художеств. С начала 20-х годов работал как театральный художник, преимущественно в театрах Ленинграда. В первой половине 20-х годов увлекался конструктивизмом; первая значительная работа — оформление спектакля «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина в Театре Новой драмы (1922)[1]. В 1924—1926 годах Моисей Левин оформил несколько спектаклей в бывшем Александринском театре, где, однако, его стиль не пришёлся ко двору[2]. С 1925 года сотрудничал с Большом драматическом театре, где в 1928 году стал главным художником. В 1924 году по поводу спектакля «Смерть Пазухина», поставленного в Александринском театре Л. С. Вивьеном и оформленного Левиным, Константин Тверской писал, что для осовременивая пьесы Салтыкова-Щедрина «избран наиболее простой и лёгкий путь: приглашён левый художник, который должен произвести целительную операцию. Художник сделал своё: установил на сцене невиданные ещё в театре декорационные сооружения, но… омоложения не получилось»[2]. В Большом драматическом Левин стал любимым художником Тверского, оформил ряд его постановок, начиная с исторического «Разлома» Б. Лавренёва (1927). В этот период Левин оформил также «Закат» И. Бабеля во МХАТе 2-м (1928) и «Чудесный сплав» В. Киршона во МХАТе (1934)[1]. Моисей Левин был членом «Первой художественной мастерской под художественным руководством С. Юткевича», созданной в конце 1934 года[3], и со второй половины 30-х годов работал преимущественно в кинематографе, как художник и режиссёр. С конца 30-х годов — в Казахстане, в 1944 году вернулся в Ленинград. Председатель Союза художников Казахстана. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1939). Народный художник Казахстана (1944)[4]. СценографияТеатр Новой драмы
Александринский театр
Большой драматический театр (1925—1934)
ФильмографияХудожникРежиссёр
Примечания
Ссылки |