А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Сандро Боттичелли»

Сандро Боттичелли
Фотография
Имя при рождении:

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи

Дата рождения:

1 марта 1445(1445-03-01)

Место рождения:

Флоренция

Дата смерти:

17 мая 1510(1510-05-17) (65 лет)

Стиль:

возрождение

Известные работы:

«Весна»
«Рождение Венеры»

Влияние на:

прерафаэлитизм

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.

Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры».

Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

Биография

Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филипепи. Получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную мастерскую.[1]

Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают её дождем из роз, и гонят раковину к берегу.

Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Согласно преданию, уже в старческом возрасте он сжёг свою юношескую картину на костре тщеславия. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны).

Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. 1474; «Юноша», 1480-е гг). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись.

В 1504 году художник участвовал в комиссии, определявшей место для установки статуи Давида работы Микеланджело, однако его предложение не было принято. Известно, что у семьи художника был дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от виллы в Бельсгуардо. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции. Согласно завещанию, его похоронили вблизи могилы Симонетты Веспуччи, вдохновившей самые прекрасные образы мастера.

Произведения

В лице Сандро Боттичелли мы не найдем пионера, и творчество его не обогатило истории новыми проблемами. Однако Сандро не идёт в свите других, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Его чисто личное искусство отразило лицо века. Оно отцвело вместе с его молодостью.

Александр Бенуа[2]
  • Мадонна с Младенцем и ангелом (1465—1467 гг.) Уффици, Флоренция
  • Мадонна делла Лоджия (ок.1467 г.), Уффици, Флоренция
  • Поклонение волхвов, (ок. 1475 г.), Уффици, Флоренция
  • Весна, (между 1477 и 1478 гг.), Уффици, Флоренция
  • Фрески Сикстинской капеллы (1481 г.)
  • Мадонна Магнификат, (1481 г.), Уффици, Флоренция
  • Венера и Марс, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея
  • Паллада и Кентавр, (1483 г.), Уффици, Флоренция
  • Портрет юноши, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея
  • Рождение Венеры, (ок. 1484 г.), Уффици, Флоренция
  • Алтарь Барди (Мадонна Барди), (ок.1485), Государственные музеи, Берлин
  • Мадонна с гранатом, (ок. 1487 г.), Уффици, Флоренция
  • Благовещенье, (1489—1490 гг.) Уффици, Флоренция
  • Клевета, (1495 г.) Уффици, Флоренция
  • иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
  • Новелла о Настаджио дельи Онести — I, II, III эпизоды — Музей Прадо, IV эпизод — частная коллекция.
  • «Покинутая», галерея Палловичини, Рим
  • «Мадонна с младенцем», Музей Жакмар-Андре, Париж
  • Сцены из жизни святого Зиновия, (между 1500 и 1505) Две — Лондонская Национальная Галерея, один — Нью-Йорк, Метрополитен-музей, другой — Дрезден, Картинная галерея
  • Мистическое рождество, 1501 г. — Лондонская Национальная Галерея.

Примечания

  1. Энциклопедия Мировая живопись, М., «Олма-Пресс», 2002
  2. А. Бенуа. "История живописи всех времен и народов", Т. 2. ISBN 978-5-7654-2109-3. Стр. 38-39.

Литература

  • Боттичелли // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Петрочук О. К. Сандро Боттичелли. — М.: Искусство, 1984. — 224 с.
  • Зарницкий Ст. В. Боттичелли.— М. : Молодая гвардия, 2007.—330 с. (серия Жизнь замечательных людей)

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную