А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Шадр, Иван Дмитриевич»

Иван Дмитриевич Шадр
Иван Шадр в своей Московской студии (1930)
Иван Шадр в своей Московской студии (1930)
Имя при рождении:

Иван Дмитриевич Иванов

Дата рождения:

30 января (11 февраля) 1887(1887-02-11)

Место рождения:

город Шадринск,
Пермская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

3 апреля 1941(1941-04-03) (54 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Жанр:

Скульптура

Учёба:

 

  • Художественно-промышленная школа (Екатеринбург)
  • Academie de La Grande Chaumiere (Париж)
  • Институт изящных искусств (Рим)
Стиль:

Академический модерн

Известные работы:

 

  • «Булыжник — оружие пролетариата»
  • «Девушка с веслом»
Влияние:

Ф. О. Роден
Э. А. Бурдель

Награды:

Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия Иванов, 30 января (11 февраля) 1887 — 3 апреля 1941) — русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».

Биография

Иван Дмитриевич родился 30 января (11 февраля) 1887 года в городе Шадринске (ныне Курганской области) в многодетной (14 детей) семье столяра.

В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна.

Летом 1907 года Иван Шадр вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России, по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и занимался скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадрин посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии.

В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. О. Родена и Э. А. Бурделя. Затем, парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте). В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву.

В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.

Умер И. Д. Шадр 3 апреля 1941 года в Москве[1].

Творческая деятельность

В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910—1930-х годах, были посвящены, преимущественно, жертвам Первой мировой войны. Они связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда — использованием элементов народной архитектуры. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника мировому страданию» (1915). Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».

В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. В том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. Кроме того, колчаковским правительством Шадру было поручена разработка эскизов денежных знаков серии "Возрождние России". Однако эти проекты так и остались нереализованными, так как в ноябре 1919 года Омское правительство бежало из Омска и город был занят частями Красной Армии.

В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. В Омске Иван Дмитриевич работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.

И. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков» — фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля (гипс, 1922, Русский музей; бронзовые отливки — в Третьяковской галерее), созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Первые три скульптуры стали основой для выпуска четвёртого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР  (ЦФА (ИТЦ «Марка») #73-85), первого стандартного выпуска СССР  (ЦФА (ИТЦ «Марка») #99-194) и частично — для двух последующих  (ЦФА (ИТЦ «Марка») #281-287, 291-295). Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Скульптуры Ивана Дмитриевича были также воспроизведены на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района.

В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели законный успех.

В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе, для Центрального Музея В. И. Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ — монумент с одиннацатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. И. Ленина (ЗАГЭС) в Грузии. Это один из первых памятников В. И. Ленину, он был демонтирован в 1991 году.

Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» (1922), скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» (1927). Последняя, помимо Москвы, была установлена в Челябинске, Львове, Шадринске, Монголии и Румынии.

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. Основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году.[2] Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.[3]

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.

Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году.

В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. В 1939 году создал скульптуру А. М. Горького в образе Буревестника (бронза, Третьяковская галерея). В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. И. Мухиной при помощи Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой. За этот памятник Иван Дмитриевич посмертно удостоен Сталинской премии.

Большинство работ И. Д. Шадра, в частности, «Штурм земли», «Булыжник — оружие пролетариата» и другие, находятся в Музее современной истории России в Москве.

И. Шадр автор надгробий Н. С. Аллилуевой (1933; архитектор — И. В. Жолтовский)[4] и Е. Н. Немировича-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита. Надгробие для Надежды Аллилуевой было выполнено скульптором по заказу ЦК ВКП(б).

Иван Шадр и скульптор Пётр Таёжный были авторами макета ордена Ленина, эскиз которого был передан им весной 1930 года.

Интересные и курьёзные факты

  • Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. Его основой послужило имя родного города Шадринска. Иван Дмитриевич писал:
Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» — от названия родного города, чтобы прославить его.
  • В номере газеты «Ленинградская правда» от 25 января 1961 года появилась статья «Бронза, чугун, алюминий», посвящённая известному ленинградскому заводу «Монументскульптура». В ней, в частности, говорилось:
В эти дни в цехи завода часто заходит ваятель И. Д. Шадр. Сейчас закончена отливка в бронзе его скульптуры, названной «Булыжник — оружие пролетариата».[5]
О каких загадочных явлениях писала уважаемая газета, можно только догадываться, так как скульптор умер в 1941 году, а известная его работа была отлита в бронзе, по имеющимся сведениям, в 1947 году.

Награды

  • Сталинская премия (1952, посмертно).

Память

  • В 1962 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шадру.
  • В 1987 году Свердловское (ныне Екатеринбургское) художественное училище получило имя И. Д. Шадра.

Литература

  • Бирюков В. Портреты шадринских крестьян на государственных знаках СССР. // Шадринское научное хранилище. — 1924. — № 1. — С. 5-10.
  • Бронза, чугун, алюминий. // Ленинградская правда, 1961, 25 января.
  • Большая советская энциклопедия (статья Шадр Иван Дмитриевич)
  • Видов М. Скульптура должна жить! // Филателия СССР. — № 10. — 1987. — С. 4-6
  • Золотоносов М. Девушка с веслом // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. — СПб., 1999, с. 20-29.  (Проверено 19 января 2009)
  • Осинцев Л. Неизвестный Шадр. Шадринск, 1995
  • Шадр И. Д. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. М., 1978

Примечания

  1. «Памяти скульптора И.Д. Шадра». «Известия» № 79 (7455) от 4 апреля 1941 года
  2. По информации Ф. Вергасова, впервые скульптура была установлена в августе 1928 года в только что открывшемся ЦПКиО им. Горького
  3. По другой версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром.
  4. Ныне на кладбище установлена копия скульптуры, подлинник находится в Третьяковской галерее
  5. Бронза, чугун, алюминий. // Ленинградская правда, 1961, 25 января.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную