Айдан Салахова |
|
Имя при рождении: |
Айдан Таировна Салахова
|
Дата рождения: |
25 марта 1964(1964-03-25) (48 лет)
|
Место рождения: |
Москва
|
Учёба: |
Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова
|
Айда́н Сала́хова — российский художник, галерист и общественный деятель. За последние два десятилетия «Айдан галерея» стала одной из ведущих московских галерей, а Салахова — широко известным в России и мире художником .[1] Работы Айдан Салаховой находятся в частных и государственных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Фонда «Екатерина» (Москва); в частных коллекциях И.Халилова, П.-К. Броше, Т. Новикова, В. Некрасова. Салахова сотрудничает с галереей XL (Москва).[1] Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».
Биография
Родилась 25 марта 1964 года в Москве, в семье азербайджанского и российского художника Т. Салахова, вице-президента Российской Академии художеств, лауреата Государственной премии СССР и Азербайджана. В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. С 2000 года преподаёт в МГАХИ им. Сурикова (с 2002 года — профессор).[2]. С 2002 по 2007 год — член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии. В конце 80-х Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992) 2002 награждена серебряной медалью Академии художеств РФ. 2005—2007 член общественной Палаты РФ.
Творчество
Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан — участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства (1991, 2011), 2-ой Международной Московской биеннале современного искусства (2007) и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.[3]
Венецианский инцидент
В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent два произведения Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства.[4] Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в чёрную мусульманскую одежду женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Чёрного камня в Мекке[4].
Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.
В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».[5]
Персональные выставки
- 2009 — «Kicik Qualart», Баку, Азербайджан
- 2008 — «Персидские миниатюры». XL Галерея на Винзаводе, Москва.
- 2007— Из серии «Красное». Проект Ив Сен Лоран. ГЦСИ, Москва, Россия
- 2007— «Персидские миниатюры». AMT Gallery, Комо, Италия
- 2006 — «Айдан Салахова». Живопись, графика. Галерея D-137, С-Петербург
- 2006 — Выставка «АЙДАН». Совместный проект Московского музея современного искусства и XL галереи в рамках программы «Москва актуальная». Московский музей современного искусства на Ермолаевском
- 2005 — «Я люблю себя». XL-галерея, Москва[6][7][8]
- 2005 — «Абстракт». Культурный центр «Дом», Москва
- 2004 — «Хабиби». Галерея Д-134, Санкт-Петербург[9][10][11][12][13][14][15]
- 2004 — «Habibi». Orel Art Presenta Galerie, Париж
- 2004 — «MMS». XL-галерея, Москва
- 2002 — «Кааба». Галерея XL, Москва[16][17][18][19][20][21]
- 2002 — «Хабиби». Галерея Volker Diehl, Берлин
- 2001 — «Живые картины». Галерея «Д137», Санкт-Петербург.[22][23]
- 2001 — «Одалиска» (в рамках проета «Мастерская АРТ-МОСКВА»). Центральный Дом художника[24][25]
- 2000 — «Спящая красавица». XL Галерея (при поддержке ассоциации «Европейские галереи»), Кунстлерхаус Бетаньен, Германия.
- 2000 — «Чай в пустыне». Invogue, Москва.
- 1999 — «Саспенс». Музей искусства XX-го века, Кемерово.[26]
- 1999-2000 — After the Wall. Art and Culture in post-Communist Europe. Moderna Museet, Стокгольм.
- 1998 — «Саспенс». XL галерея, Москва.
- 1998 — «Дива». XL галерея. Фотобиеннале-98. Большой Манеж, Москва.[27][28][29]
- 1997 — «Антонимы». Новая Академия, Санкт-Петербург.
- 1996 — «Новые поступления». XL галерея, Москва.[30][31][32][33]
- 1992 — «Леда и лебедь». Berman-E.N., Нью-Йорк.
- 1992 — «Золотая исповедь». Galleria Sprovieri, Рим.
- 1991 — «Золотая исповедь». Первая галерея, Москва.[34]
- 1990 — «Визуальная стимуляция». Первая галерея, Москва.
Айдан Галерея
Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством[35] . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом (The Armony Show (США), FIAC (Франция), Liste (Швейцария), Art Forum Berlin (Германия), ARCO (Испания), Vienna Art Fair (Австрия), Art Dubai (ОАЭ), Art Brussels (Бельгия)) экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей[36] . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.
Закрытие галереи
В 2012 году радио «Свобода» сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман[37].
Художники, представленные в галерее
- Белова Марина, Алексей Политов
- Берг Елена
- Березовская Елизавета
- Гарунов Аладдин
- Донцов Филипп
- Доу Олег
- Дэвис Ирина
- Жёлудь Аня
- Кириллов Виктор
- Колесник Майя
- Колесников Владимир
- Латышев Константин
- Магомедов Апанди
- Мамедов Рауф
- Мась Оксана
- Мироненко Сергей
- Овчинников Никола
- Оссовский Сергей
- Панова Татьяна
- Погоржельская Мария
- Полянский Павел
- Розанов Михаил
- Ротарь Леонид
- Савко Александр
- Тавасиев Ростан
- Талинг Макс
- Фролова Саша
- Чахал Гор
- Чуйкова Евгения
- Шаблавин Сергей
- Шурипа Стас
- Фаиг Ахмед
Источники
- Ромер Ф. Одалиска авангарда // Итоги. — 2001. — № 9.
- Кулик И. Сексуальная ориентальность // Коммерсантъ. — 2006. — 18 мая.
Примечания
- ↑ 1 2 Пресс-материалы 54-ой международной Биеннале современного искусства в Венеции. 2011 год
- ↑ Биографическая справка на сайте «Коммерсант.ru».
- ↑ GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА>> 12 мая, ресторан Chichibio (Москва) — пресс-конференция Айдан Салаховой, посвященную её художественному проекту Destination, который будет …
- ↑ 1 2 Радио Свобода. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
- ↑ Независимая газета. http://www.ng.ru/culture/2011-06-09/1_censor.html
- ↑ Соловьева В. Айдан Салахова. «Я люблю себя» // Time Out Moscow,2005, 21-27 ноября, с. 83
- ↑ Droitcour, B. Looking Behind the Veil // The Moscow Times, 2005, 2 декабря
- ↑ Кравцова М. Чем отзовется Восток // Все ясно, 2006, № 1, с.52-53
- ↑ Агунович К. Айдан Салахова. «Хабиби» // Афиша (СПб), 2004, 26 января — 8 февраля, с. 93
- ↑ «Хабиби» Айдан Салаховой в галерее «Д-137» // Коммерсант- Weekend (СПб), 2004, 23 января, с. 21
- ↑ Пиликин Д. «Не счесть алмазов в каменных пещерах…» // Календарь (СПб), 2004, № 3(32), с. 63
- ↑ Желтов В. «Чего хочет восточная женщина?» // Смена (СПб), 2004, 9 февраля, с. 9
- ↑ Вертин Л. Айдан Салахова: не слишком гламурная для любви… // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 40-41
- ↑ Д. Н. Гарем с пластидом // НоМИ, 2004, № 1(36), с. 41
- ↑ Хорошилова О. «Хабиби» — сафистика любви. Об истоках гомоэротизма в «Одалисках» Айдан Салаховой // http.//www.russkialbum.ru/baraholka/28.shtml
- ↑ Асадуллин Ф. Москва мусульманская. М., 2004, с. 20
- ↑ Агунович К. Айдан Салахова
- ↑ Молок Н. Неотразимая Медуза Горгона // Известия, 2002, 6 апреля
- ↑ Харченко А. Феминизм в кубе // Коммерсант, 2002, 6 апреля
- ↑ Баг В. Аллах-женщина // Газета. ru, 2002, 9 апреля
- ↑ Епихин С. Айдан Салахова. Кааба // АртХроника, 2002, № 3, с. 105
- ↑ Кусакина Е. Айдан Салахова «Живые картины». Галерея Д-137 // АртХроника, 2001, № 4-5
- ↑ Тряпичкин И. Идеальная одалиска // Коммерсант (СПб), 2001, 19 мая
- ↑ Молок Н. Все лучшее // Известия, 2001
- ↑ Кабанова О. Отсчет художников // Известия, 2001
- ↑ Сурикова Л. Атмосфера загадочности и ожидания // Воскресная газета (Кемерово), 1999, 21 марта
- ↑ Вечерняя Москва (еженедельник), 1998, 27 апреля — 10 мая, с.55-56.Портнов Л. Ярмарка тщеславия
- ↑ Литературная газета, 1998, 12 декабря Сигалов М. Маленькие трагедии большого «Фотобиеннале»
- ↑ Известия, 1998, 8 мая, с. 1
- ↑ Боде М. Исследование картин Айдан в лучах XL // Коммерсант, 1996, 26 сентября
- ↑ Ковалев А. Искусство: способ употребления (Консумация или резистенция? Две выставки) // Сегодня, 1996, 26 сентября
- ↑ Сальников В. (итоги недели) // Сегодня, 1996, 1 октября
- ↑ Лернер Л. Рождение неоклассицизма из духа концептуализма // Независимая газета, 1996, 2 октября
- ↑ Лунина Л.Весенние игры в бисер // Столица, 1991, № 27/33
- ↑ http://www.visitorline.ru/address/556/
- ↑ Статьи — Robb Report
- ↑ «Убыточный вклад в искусство», Радио «Свобода» от 12.04.2012: «Ведущие российские галеристы Айдан Салахова и Марат Гельман после почти 20-летней деятельности объявили о закрытии своих галерей, расположенных в центре современного искусства «Винзавод».
Ссылки
|