Никола́й Гаври́лович Шматько́ (род. 1943, Красногоровка, Донецкая область, Украинская ССР) — украинский скульптор, художник. Работает вместе с двумя сыновьями на Украине. Создал более 750 памятников (барельефы, горельефы, скульптуры) и около 500 картин. Авторская коллекция, экспонирующаяся в галерее «Шматько и сыновья», насчитывает более 70 скульптур из уральского и итальянского мрамора и около 300 картин (живопись, графика)[3]. Фильм о Николае Шматько В 2011 году луганским студентом института культуры и искусств был снят документальный короткометражный фильм о Николае Гавриловиче Шматько. Фильм Творческий путьВ свое время Шматько играл в шахматы. Играл на ставки одновременно на 35 досках и вслепую на десяти. Работать с мрамором начал в 33 года. Первую работу заказала вдова одного из авторитетных в Советское время руководителей Красного Луча. Это был барельеф. Приступая к работе с мрамором, Шматько даже не знал, что делать с инструментами. Но, как только он начал первую свою работу, сразу проснулся и почувствовал некое тяготение к материалу. Барельеф был выполнен в сроки и на высоком уровне. Нечто из вне, его подтолкнуло стать скульптором. В 1976 году переехал в город Болград, Одесская область, так как его дети очень часто болели и нужен был другой климат. С провозглашением независимости пришли слухи о том, что якобы земля и дом в котором жил скульптор Шматько со своей семьей, теперь будут возвращены прежним хозяевам. После того, как поступили угрозы подорвать галерею и безрезультатного обращения к местным и столичным чиновникам, Шматько вынужден был вернуться в Красный Луч. В начале 1990-х Николай Шматько со своей семьей, женой и сыновьями, Андреем и Рафаэлем переехал на родину супруги в маленький городок, Красный Луч, Луганской области. Шматько вырыл у тещи подземелье и за четыре месяца выложил его стены диким камнем, площадь которого составило 100 квадратных метров и высотой 4 метра. Здесь разместилась его галерея, мастерская и его пристанище. Скульптор вместе со своей семьей прожил 13 лет в подвале. Все это время, галерея работала бесплатно на благо общества. В галерею приезжали богатые бизнесмены, политики и иностранцы. Запах сырости и метровая паутина под потолком на фоне изваяний, было для них настоящей экзотикой. В 1993 году делает свою первую попытку принять участие в выставках на День независимости Украины в Украинском доме. Его «исключили» из-за отсутствия высшего образования, не разрешив ему выставить свои скульптуры даже под стенами дворца. Предоставили место в парке возле Верховной Рады Украины, где практически не было посетителей. Скульптуры простояли три дня под дождем. Скульптор вынужден был оплачивать охрану за свой счет. Директор музея Київська фортеця — Косий капонір, предложил выставляться целый месяц бесплатно. Скульптор дал согласие. Но, как только Шматько отпустил трейлер, оказалось, что здесь его обманули и попросили заплатить за аренду площадей. Скульптор со своими сыновьями спал в камере где сидел убийца Столыпина.[4] В конце 1990-х скульптор Шматько осуществил свою многолетнюю мечту — встретился с известной французской натурщицей и галеристкой Диной Верни. С просроченной визой он пересек на поезде Польшу и Германию, а потом доехал до Парижа на велосипеде, ночуя на улице. Дина посоветовала ему не выезжать из своей страны и обогащать искусством собственный народ.[5] В тот день, когда скульптор решил покинуть Красный Луч, приехал губернатор Луганской области Александр Ефремов и уговорил Шматько вернуться через год в Луганск. Поскольку слово уже было дано бизнесмену из Славянска, договорились так, что Николай Гаврилович будет жить и работать на Донетчине год, а за это время Александр Ефремов создаст в своей вотчине достойную галерею и обеспечит ему приличные условия проживания. За 13 лет существования галереи Шматько и сыновья, это был первый визит губернатора в подземелье в день когда скульптор решил покинуть Луганщину. В сентябре 2003 года бизнесмен Анатолий Лысенко забрал скульптора в Славянск, где отреставрировал для него старинный двухэтажный особняк в центре города. За год пребывания в Славянске к скульптору приезжал много раз губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк и очень часто бывали представители местной власти. Познакомившись ближе с творчеством скульптора, Близнюк сказал, что никто кроме Шматько делать богородицу для Святогорской Лавры не будет. Это вызвало возмущение в Союзе художников. В 1998 году баллотировался в депутаты Верховной Рады Украины.[6] В 2000 году назначен на должность профессора кафедры художественного творчества и искусств Московского института мировых цивилизаций. В 2004 году Шматько было поручено создать и воплотить в мраморе скульптуру Святогорской Богородицы для Святогорской Лавры (Донецкая область). Осенью, после проведенных реставрационных работ, состоялось открытие Лавры и установленной скульптуры Богородицы высотою 4,20 м (скульптура была высечена из 2 блоков уральского мрамора весом 40 тонн). За внесенный вклад в становление Православной церкви и создание Святогорской Богородицы Николай Шматько награждён Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром орденом Нестора Летописца 3 степени. Осенью 2005 года состоялось открытие отстроенной Преображенской церкви в с. Келеберда Полтавской области, где установлена скульптура «Распятие Христа». В 2007 году на Флорентийской Биеннале за скульптуры «Лугань», «Билл Ґейтс» и «Поклонение диску» награжден[1][2] медалью «Лоренцо Великолепный». Николай Шматько — первый из украинских участников Флорентийской Биеннале, который удостоен столь высокой оценки международного жюри.[7] О своём творчестве Николай Гаврилович говорит так: «Я никогда не шёл ни у кого на поводу, не делал политические заказы. Не опускаюсь до лести, лжи, всегда делаю только то, что велит сердце, поэтому и в опале у власти. Так что собираюсь перебраться за границу.»[8] Выставки
Произведения хранятся в музеях
Примечания
Ссылки
|