Мухаммад Юсуф (также Мир Юсуф; работал в 1636-56 гг. в Исфахане) – персидский художник.
Наиболее крупным книжным проектом, в котором художник принял участие, является манускрипт «Шахнаме» Фирдоуси, создававшийся в 1640х годах для библиотеки мавзолея имама Резы в Мешхеде (закончен в 1648 году). Мухаммад Юсуф, вероятно, находился в приятельских отношениях с Мухаммадом Касимом, их имена среди иллюстраторов манускриптов часто стоят рядом. Начиная с 1640х годов стиль его рисунков становится более отточенным, а линия каллиграфичной. Появляется раскованность, характерная для лучших работ художника. Иллюстрации к «Дивану» Хафиза (1640г, Стамбул, Топкапы Сарай), созданные совместно с Мухаммадом Касимом, демонстрируют эти новые качества. Главная и самая многочисленная часть произведений Мухаммада Юсуфа из дошедших до наших дней – это рисунки на отдельных листах с подкраской или без оной. Вероятно, художник брался за любые популярные темы (в библиотеке тегеранского дворца Гулистан есть даже его произведение в жанре «цветы-птицы»), но среди созданных им рисунков преобладают изображений молодых людей, часто в изысканной, шитой золотом одежде и экстравагантных шляпах. Мухаммад Юсуф обрел славу мастера подобных изображений. В качестве примера можно привести рисунок «Молодой щёголь» (1640-45, Британский музей, Лондон), или «Юноша в наброшенном на плечо полукафтане» (1640е годы, Эрмитаж, Санкт Петербург). Датированных его работ очень немного, и среди них есть замечательный, исполненный легкой рукой рисунок «Юноша с чашей» (1656г, Эрмитаж, Санкт Петербург). У юноши типичное для рисунков Мухаммада Юсуфа кукольное личико, однако, в обрисовке фигуры видно каллиграфическое мастерство. Главной целью художника, как правило, была не передача индивидуальных черт, а искусное размещение фигуры в природном окружении. Пожилых людей, мулл, дервишей, художник изображал значительно реже. Литература
|