Вилли Баумейстер (нем. Willi Baumeister; род. 22 января 1889 г. Штутгарт — ум. 31 августа 1955 г. Штутгарт) — немецкий художник-абстракционист и теоретик искусства. Жизнь и творчествоСперва изучал декоративное искусство. В 1909 году, совместно с Оскаром Шлеммером поступил штутгартскую Академию искусств, где обучался в классе композиции у Адольфа Хёльцеля. Первая персональная выставка состоялась в 1912 году в Цюрихе. В 1913 году участвует в «Первом Немецком Осеннем салоне». На раннее творчество В. Баумейстера большое влияние оказала живопись Сезанна. В 1919 году формируется свой, оригинальный художественный стиль, в котором большую роль играют рельефные, конструктивистские элементы. В своих работах этого периода — сравнимых с полотнами Мохой-Надя и других мастеров Баухауза, В. Баумейстер искал связующие нити между живописью и архитектурой. Особенно это отразилось в его геометрически построенных работах «Полотна Стены». В 1928 году мастером создаётся серия графических работ под названием «Спорт и машина», в которой воспевается красота человеческого тела и прокламируется спорт как одна из профильных тем искусства. Тема «спорт в искусстве» увлекала В. Баумейстера и в 30-е годы XX века. В 1928 году также художник начинает работать преподавателем фотографии и типографии во Франкфуртской школе прикладного искусства (Франкфурт-на-Майне). В 1933 году, после прихода в Германии к власти нацистов, был изгнан из Школы, лишён места преподавателя и причислен к представителям дегенеративного искусства. В 1941 году ему было официально объявлено о запрещении выставлять свои работы. В 1946 году приглашён преподавателем живописи в Штутгартскую Академию искусств, где и оставался до самой смерти. Имел огромное количество учеников. В 1947 году В. Баумастер публикует теоретическую работу «Незнакомое в искусстве» (нем. Das Unbekannte in der Kunst), тем самым положив начало теоретическому осмыслению современного абстрактного искусства в Европе. Последними художественными работами мастера были серия картин «Монтару» (1953—1955), серия картин «Монтури» (1953—1954) и серия картин «Ару» (1954—1955). Литература
|