Вита́лий Ви́кторович Песко́в (12 мая 1944, Москва — 12 марта 2002, там же) — советский и российский художник-карикатурист. По мнению журнала «Лица», лучший художник России в номинации «Карикатурист». Помимо карикатуры, занимался иллюстрацией и мультипликацией[1]. Известная журналистка Алла Боссарт: «Первая карикатура Виталия Пескова появилась в 1967 году. Ему было тогда 23 года. К тридцати он стал классиком» (ЛЕГКИЙ ПЕСОК). БиографияМать — Александра Николаевна Пескова (1919—1991); отец — Виктор Дмитриевич Песков, военный, служил вместе с Василием Сталиным, преподавал в Военной академии, по официальной версии, застрелился во время перемены между занятиями в Военной академии вскоре после рождения сына. Старшая сестра по матери — Любовь Фомичёва (её и её гражданского мужа Бориса и сына Алексея упоминала в автобиографической книге и радиоинтервью И.Коршикова). Семья: гражданская жена Ирина Ефимовна Коршикова (держатель авторских прав по доверенности художника) и её сын Виктор Коршиков (1983 - 2006, покончил с собой), литературный переводчик и музыкальный критик, специалист по классической опере. Сын Пётр от очень короткого первого брака, с отцом практически отношений не поддерживавший, познакомился с ним лишь за четыре года до смерти художника. Виталий Песков мальчиком был зачислен в Суворовское училище, но ушёл оттуда, не окончив, военной карьерой не заинтересовался. Всегда хотел быть только художником. ТворчествоПервая карикатура опубликована в московском журнале «Смена» в 1967 году. Редактор журнала посоветовал публиковаться еще в других редакциях и дал телефоны и адреса, в том числе только что тогда открывшегося отдела юмора «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете». Молодой Виталий (23 года) пришел туда, показал свои рисунки и остался навсегда, тут же был принят на работу и стал одним из знаменитой «великолепной четверки» карикатуристов «ЛГ», открывшей новый современный вид карикатуры (еще Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов, Игорь Макаров). До этого карикатура служила лишь сатирическим оружием власти. Впервые отечественная карикатура превратилась в вид искусства. Работал также в мультипликации художником и режиссером. Самый популярный его м/ф пародийный «Пиф-паф, ой-ой-ой!», 1980 год, где он выступил художником и режиссером-постановщиком (совместно с Гарри Бардиным). Неоднократно приглашался в популярную телепередачу «КВН» в качестве члена жюри. Работал также еще во многих телевизионных проектах: «Утренняя почта», «Вокруг смеха» и др. Виталия постоянно приглашали в различные телевизионные ток-шоу, где высказывали свои мнения по разным темам самые известные люди. По свидетельству жены художника И. Коршиковой, именно Пескову принадлежит авторство слова «членовоз» — ироничное название служебного автомобиля с шофером для особо высокопоставленных персон. КарикатуристОказал огромное влияние на развитие отечественной карикатуры , автор приблизительно 15 тысяч карикатур, публиковавшихся почти во всех СМИ. Своими карикатурами создал своеобразную энциклопедию современной жизни — не официозную бравурно-мажорную, а с показом жизни обычных людей, далеких от великих дел и построений общественных строев, с их чаяниями, буднями, бытом, причем эти зарисовки настолько остры и точны, что сделали художника самым популярным для своего времени — сюжеты его карикатур становились народными анекдотами, их пересказывали друг другу, порой забывая самого автора.Не состоял в Союзе художников. Некоторые сюжеты некоторых карикатурШироко известны и популярны его рисунки: двое спорят на кухне, поставив на кухонный стол табличку «Место протеста»; олицетворение шаблонной советской фразы «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи» — Честь и Совесть дерутся, а Ум валяется поверженный; завязанный путами пегас; редактор с табличкой-памяткой «Схема разделки пегаса» (подобные схемы разделки мясной туши в советское время висели в мясных магазинах); муж, вернувшись из командировки, жене: «Я не спрашиваю, где любовник. Я спрашиваю, где шкаф»; лебедь, рак и щука, дружно несущиеся к винному магазину; кот, лезущий в скворечник, предварительно вывесив табличку «Налоговая проверка»; пародия на роденовского «Мыслителя», у которого вместо головы — как это принято называть, то, на чем сидят; школьник в милиции с заезженной темой сочинения «Как я провел лето»; заботливая записка жене: «Я ненадолго вышел из КПСС, скоро буду»; посетитель, навещающий друга в тюрьме: «На воле ужас что творится»; бандиты-налетчики с призывом из телевизора: «Изменим жизнь к лучшему!»; театральный зритель с ружьем, скандирующий «Автора!»; банк в виде кукиша; военный в виде копилки; танк с предостережением: «При перевороте заносит»; банкет, где вместо тарелок на стол расставляются мышеловки; труба крематория с названием «Запасной выход»… Сюжеты его карикатур можно пересказывать до бесконечности и столько же раз восторженно не просто улыбаться, а вовсю смеяться, открыто хохотать, полностью отдаваясь остроумному дару автора. Он бывает беспощадно ироничен к дорвавшимся до власти: знакомство на банкете высшего общества: «Бывшая свинарка» — «Бывший пастух»; безголовый интеллектуальный работник с табличкой «Голова находится на реставрации»; высокопоставленный сановник с глубокомысленным видом, но вместо мыслей — пустота… И сколько нежности по отношению к нищим, неимущим, слабым, порой даже пытающимся соответствовать высоким государственным целям, бежать за коллективом, но у них все равно не получается — они чужие в мире рвачей и чинов. Вот нищий, в дни Олимпиады примостившийся в большом равнодушном городе, отмечающем официозный спортивный праздник, и разложивший для милостыни пять шляп, соответствующих пяти кольцам Олимпиады. Или немощная старушка-пенсионерка, выступающая с рекламой: «Хочешь похудеть? Спроси у меня — как!» Симпатии художника всегда на стороне этих нищих, неумелых, слабых, забитых людей. В своих карикатурах он продолжает тему русского искусства милосердия к маленькому человеку. Но бессловесность карикатуры дает возможность без перевода быть понятной в любой точке мира — везде есть такие же одинаковые богатые и бедные, властные и униженные, всесильные и слабые, презирающие и презираемые. Его можно назвать последователем Чарли Чаплина, персонажи которого также уморительны, но всегда вызывают любовь и сопереживание зрителей. Посмертные выставки и книгаПри его жизни не было ни одной его персональной выставки или персонального издания (выходили только сборники или иллюстрации к юмористическим книгам, например: Обухов Е., Песков В. Волки почетные. Клуб 12 стульев представляет. М. Вече. 2002 г. 304 с.[2]). Преступление и внезаконные изданияНа следующий день после кончины художника из квартиры были украдены все деньги, все имущество и рисунки[3][4][5] . Рисунки объявились скоро. С 12 по 25 апреля 2002 года, через месяц после смерти художника, даже не дожидаясь сороковин, — в московском клубе «Муха» проходила персональная выставка 300 оригинальных рисунков «Виталий Песков: тот самый и другой», подготовленная при участии Леонида Тишкова[6]. Устроители объявили, что это все рисунки, которые «им удалось найти» (интервью с Л. Тишковым в «Российской газете» от 15 апреля 2002 года) в квартире художника на следующий день после его кончины. Эти же рисунки послужили основой для организации еще нескольких вернисажей в Москве, изданий и публикаций. Самая известная книга, целиком состоящая из украденных рисунков, - «Человек в квадрате», выпущенная при участии того же Л. Тишкова в 2004 как ответ на выпуск сайта, сделанного семьей художника. Еще до этого издания, в 2000 г., вышла книга памяти художника Олега Теслера с тем же названием (не путать с известным рисунком Леонардо Да Винчи[7]!), в качестве главного редактора выступил Л. Тишков[8]. «Человек в квадрате» называлась серия философских комиксов О. Теслера: нарисованный человечек пытался вырваться из квадрата, в который был помещен, но стороны квадрата не пускали его, тогда он убегал внутрь квадрата, становясь все меньше, пока не исчезал полностью. Название к книге О. Теслера выглядело вполне убедительным[9]. В сопроводительном письме к архиву (опубликован в русскоязычной прессе разных стран) уточняется, что в этом же сайте через два года стали срочно форматировать рисунки из архива В. Пескова, причем работа делалась столь быстро, что название новой книги забыли поменять, новая книга вышла с тем же названием[10]. Более того, книга совершенно легально продавалась в Москве, а «Литературная газета» сообщила, что в ее издании приняли участие многие известные деятели культуры России и даже назвала их имена[11]. Но если путь этих 300 произведений можно проследить (правда, не исключено, что к настоящему времени они распроданы по частным коллекциям), то неизвестна судьба тысяч карикатур в СМИ-публикациях за всю творческую биографию, собранных в квартире художника. Там были газеты и журналы не только московские, но региональные и зарубежные. Копировальная техника тогда еще не использовалась, и рисунки существовали в единственном экземпляре. Возможно, что все они были уничтожены вандалами. Возможно, они тоже были кем-то увезены (тоже украдены), но не афишировались из-за боязни уголовной ответственности. В этом случае есть надежда, что они «неожиданно» появятся через много лет, но тогда удивительно, что они не появились вместе с теми 300 рисунками. Организаторам был предъявлен ряд уголовных обвинений и нарушение авторских прав. Была закрыта бизнес-галерея «Муха», больше никаких действий от Прокуратуры не последовало. Семейный архив художникаНо семья художника осталась на положении бомжей, лишенной всего: помимо множества рисунков, жилья и всего находившегося там, копившихся денег на новую квартиру, только что построенной дачи, машины, одежды, всех бытовых предметов. Из-за многочисленных угроз[кого?] и предостережений пришлось покинуть страну. Семье помогали чужие люди: собирали деньги, одежду, сотни соотечественников со всего мира, из разных стран, помогли в компьютерной обработке оставшихся рисунков и издании книги[12]. Вдова художника, у которой сохранился второй (неполный) архив мужа (более 3 тысяч рисунков), совместно с друзьями, в частности Вагричем Бахчаняном, провела несколько выставок карикатуры Виталия Пескова — в том числе в Нью-Йорке на Бродвее две большие персональные выставки в 2004 и 2005 гг., и издала книгу воспоминаний «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», куда вошло 2224 рисунка (сокращенный вариант книги сайт в 850 рисунков), Интернет-издание дополнено автором-составителем. Не поместившиеся в книгу рисунки поставлены в формате книги в сайт Энциклопедии карикатуры, так что они тоже доступны зрителям. Обращения во властные структуры и различные российские государственные и общественные инстанции тоже оказались тщетными. «Ответ из Москвы пришел незамедлительно: „Министерство культуры России не заинтересовано в творчестве художника В. Пескова“» (См. ВИТАЛИЮ ПЕСКОВУ — 60 ЛЕТ Должно было исполниться…). Ничего не дали обращения в Общественную Палату и отдельно к ее членам, в том числе к Н. К. Сванидзе через СМИ (см. Вопросы к Николаю Сванидзе, посл.вопрос). Сохранённый архивИз всего огромного количества работ, нарисованных В. В. Песковым, осталось лишь немногим менее 3 тысяч рисунков, сохранённых семьёй. Остальное разграблено, а рисунки в старых публикациях (не товарные), возможно, просто выброшены. В 2008 году, незадолго до своей смерти, Ирина Ефимовна Коршикова безвозмездно передала весь имеющийся у нее архив (рисунки, публикации, письма и записки художника, а также последующая переписка с деятелями культуры, Прокуратурой, Министерством культуры РФ, Московской мэрией и т. д.) с прилагающимся инструктирующим письмом, в Российский государственный архив литературы и искусства (см.Передача в РГАЛИ документов В. В. Пескова и Архивы России: «Во время командировки был принят на хранение архив художника-карикатуриста Виталия Пескова (приблизительно 3000 рисунков) от его вдовы Ирины Коршиковой»), за что получила специальную благодарность от правительства Российской Федерации. Поиск исчезнувших рисунков ведётся, с оформлением дарственной РГАЛИ и вступлением прав государственного архива, они стали собственностью государства России. РГАЛИ вышел с инициативой планирования к 65-летию художника (2009 год) проведения большой гала-выставки[13]. Однако выставка не состоялась. 29 декабря 2009 РГАЛИ развёрнул выставку его работ и открыл новогоднюю выставку на своем сайте.[14][15][16] Книга
К своему 60-летию (2004) художник готовил автобиографическую книгу, где бы рисунки служили не иллюстрацией, а входили в саму ткань повествования, составляя таким образом своеобразную энциклопедию советско-российской жизни глазами карикатуриста, но не успел, это взяла на себя помогавшая ему его вдова. К 60-летию художника книга вышла в формате интернет-сайта, который открылся в январе 2004 года. Отклики в прессе и цитаты«Е-слово» Автор М.Шкляревская-Кручкова: «Сразу после его смерти крохотную квартиру художника ограбили, вынесли все — и деньги, тяжело зарабатывавшиеся женой на чужбине, и архив. Рисунки стали всплывать — то в одном, то в другом издании… Однако дело по сию пору не раскрыто. „Висяк“… Он как чувствовал — требовал от любимой сохранения второго архива, и этот архив сохранен. К своему 60-летию художник хотел издать книгу — не просто альбом, а книгу — о жизни своего поколения, своей страны, книгу, где рисунки служили бы не иллюстрацией к тексту, а „читались“ бы так же, как и слова. Не успел. Но книга вышла — как и задумывалось, к 60-летию художника»[17] «Форум» Автор А.Гольдберг: «Это преступление тройное по гнусности: два — грехи человеческие стяжательство и зависть, ненависть посредственностей к гению, а третье — участниками были художники, учившиеся у Великого Мастера карикатуры, бесспорно и неоднократно признававшегося лучшим карикатуристом России, без которого они сами как художники никогда не состоялись бы. … Да, наивысшая власть — смерть — остановила сердце блистательного Виталия Пескова! Но ведь его человечки живы, и, если собрать всех этих носатиков, накопившихся за несколько десятилетий, вместе, думается, образуется население целого далеко не маленького и почти суверенного государства.»[18]. ТВ «Культура». В сети открылся сайт, посвященный творчеству карикатуриста Виталия Пескова. К сожалению, личный архив был украден на следующий день после смерти художника в 2002 году. Тем не менее, сайт сделать удалось, на нем представлено 850 рисунков Виталия Пескова[19]. «Новая газета» Интервью. Автор Н. Савоськина: «На следующий день после смерти Виталия квартира была разграблена, рисунки исчезли, а через месяц объявились странным образом в московской частной галерее „Муха“ … Знаете, слава — это как брызги шампанского: со стороны вроде бы красиво, а на самом деле ты мокрый и липкий, и хочется срочно помыться… Но славу Виталик знал — настоящую, народную, неофициальную»[20]. «Новая газета» Авторы М.Басс, Ю.Борин (зам.гл.редактора журнала «Крокодил)»: «Книга „Виталию от Ирины“ — симфония, где сливаются два голоса, мужской и женский. У каждого своя тема, свой язык. Это карикатуры Виталия Пескова и текст Ирины Коршиковой. Это симфония, где переплетается тема любви с темами смеха и слез»[21]. Еврейский мир (газета), Нью-Йорк, США. Интервью с И.Коршиковой: «Рисунки, которыми Виталий собирался открывать юбилейную выставку, оказались в частной галерейке некого Леонида Тишкова. Несколькими моими письмами к Виталику завладела бывшая наша приятельница, журналистка. Из Интернета я узнала, что альбом рисунков намерено издавать частное издательство „Пенаты“. Очевидно, все призы, фотографии, одежда и масса всяких вещей и мелочей, которые копятся в каждой семье и которые больше никому не интересны, кроме нас, тоже приватизированы какой-либо частной коллекцией в качестве экспонатов»[22]. И. Коршикова, Сопроводительное письмо к архиву: «Не так давно один художник рассказал про вечер памяти Виталия Пескова в Доме журналистов, где некая дама от моего имени зачитывала произведения Виталия — стихи, рассказы, юморески. Художник заверил, что готов подтвердить как показания, есть фотографии… Однажды в начале 90-х, когда ни зарплат, ни гонораров не платили и профессиональные литераторы вынуждены были торговать водкой в ларьках, заниматься извозом и т. д., в дебрях какой-то редакции Виталик познакомился с молодой/-ым/ литератором, которая могла себе позволить занятия изящной словесностью, поскольку муж удачно вел бизнес. Она принесла Виталику огромную пачку своих творений: стихи, рассказы, юморески — к Виталику часто обращались молодые за консультацией. Он был внимателен, объяснял, советовал. Девушка не училась ни в Литинституте, ни в литсеминарах — не знала, что на каждой странице надо проставлять свое имя — этому учат профессионалов. Через много времени, пытаясь навести очередной порядок, я нашла какие-то листочки из той пачки, видно, затерявшиеся среди бумаг на столе. Я положила их рядом с несколькими рисунками Игоря Смирнова, которые Виталик постоянно забывал вернуть Игорю — естественно, ворча на меня: положила подальше от глаз, в следующий дачный сезон… Следующего дачного сезона не было. Рисунки Игоря были подписаны — не то им бы тоже присвоили авторство.»//(Репортажи об упоминаемом празднестве в ДЖ: журнал «Новый Крокодил» от 21.07.2004 г., с фотографиями участников — деятелей культуры — см. Статья «Памятник карикатуристу»; «Литературная газета» № 30 (5981) от 28 июля — 3 августа 2004. Там же приводится список участвовавших деятелей культуры. К настоящему времени данный материал убран с сайта газеты; остались лишь отклики читателей, среди которых несколько посвящены означенной публикации, в том числе такой: «Очень стыдно было читать статью Человек в квадрате Павла Хмары о замечательном Виталии Пескове. Сразу видно, что статья заказная, оплаченная…» от Wed Jul 28 12:17:14 2004 — см. Сообщения/отклики на статьи «ЛГ».) МультфильмыХудожник-постановщик:
Режиссёр-постановщик:
Награды
Государственные награды, звания, членства в творческих союзах — не имел. Примечания
Ссылки
|