А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Гущин, Николай Михайлович»

Гущин Николай Михайлович
Дата рождения:

22 ноября 1888(1888-11-22)

Место рождения:

с. Талоключинское Нолинского уезда Вятской губернии

Дата смерти:

4 сентября 1965(1965-09-04) (76 лет)

Место смерти:

Саратов, похоронен на Воскресенском кладбище

Стиль:

собственный стиль, близок символизм

Николай Михайлович Гущин (22 ноября 1888, с. Талоключинское Нолинского уезда Вятской губернии — 4 сентября 1965, Саратов) — российский и советский художник.

Биография

Сын сельского учителя. Детство и юность провёл в Перми. По получении в Перми среднего образования едет в Санкт-Петербург, где заканчивает общеобразовательное отделение Психоневрологического института. Одновременно занимался живописью и рисунком в частной студии. С осени 1910 года Н. Гущин учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался у В. А. Серова, С. В. Малютина, К. А. Коровина. Участвовал в выставках МУЖВЗ с 1911 года, в 44-ой выставке Товарищества Передвижных художественных выставок (ТПХВ), Пг. — М., 1915, Второй Весенней выставке молодых художников (М., начало 1917-го года).

В 1917—1918 годах преподавал живопись в Академии изящных искусств в Перми, по его проекту был сооружен памятник Борцам революции, взорванный колчаковцами в 1919-м году.
В 1919 через Сибирь уезжает в Китай. В Китае — ряд персональных выставок в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае.
В 1922-м переезжает в Париж.
С 1934 года живёт в Монако.

Во Франции участвовал во многих групповых выставках в Париже, выставлялся в Лондонской королевской академии, в ряде городов Германии. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. Провел персональные выставки в Париже (галерея Кармин, 1927) и Ницце (1926-й, 1943-й годы). Ряд выставок в Монте-Карло.

До возвращения в Россию неизменно имеет успех в художественных кругах и обществе. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобретают городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы.

В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью.

В 1947 году возвращается в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбирает для жизни город на Волге — Саратов. Работает реставратором в СГХМ им. Радищева. Несмотря на официальный запрет на преподавательскую деятельность — был объявлен «идейно чуждым», стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников, которых впоследствии условно стали называть «художниками круга Гущина»: М. Аржанов, В. Чудин, В. Солянов, В. Лопатин, Л. Перерезова, Ю. Машков.

Большая часть его картин «советского» периода попала после смерти художника в собрание СГХМ им. Радищева, портрет Махатмы Ганди (х., м.; 1958 г.) был передан Министерством Иностранных дел СССР в дар Джавахарлалу Неру в 1961 году. Картина «С тобой, Лумумба!» приобретена Университетом Дружбы народов в Москве. Персональные выставки стали возможны только с периода перестройки, первая прошла в СГХМ в 1987 году.

В 1910-х годах был близок к кругу футуристов (дружба с Маяковским, Бурлюками, В. Каменским и др.), однако в живописи сформировал свою собственную стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма. К стилистическим особенностям пластического языка Гущина можно отнести и редкое для двадцатого века соединение классического ясного и чёткого рисунка с большой свободой цветотональных решений. Фактура живописи (особенно произведений последнего, российского периода) богатая, пастозный мазок может соседствовать с гладким, пейзажи по фактуре обычно более однородны, чем портреты и композиции. Цвет в работах последнего периода форсированный, интенсивный, при этом каждый миллиметр полотна содержит огромное количество оттенков. В Европе был славен как блестящий портретист, в прессе акцентировалась самобытность художника, живописца называли гениальным.

Избранная библиография

  1. Cappatti L. Nicolas Guschin et sa mystique du portrait. — Nice. 1942
  2. Николай Михайлович Гущин (1888—1965). К столетию со дня рождения. Авт. вступит. статьи Л. В. Пашкова. Составитель каталога Л. В. Пашкова, Р. А. Резник. — Саратов, 1991.
  3. Богадельщикова М. О Гущине // Волга — XXI век, 2007, N5-6
  4. Богадельщикова М. Вокруг Гущина // Волга — XXI век, 2008, № 3-4
  5. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. — М.: «Олма-пресс», 2001
  6. Художники русской эмиграции. Справочник по русскому искусству. СПб, 1994
  7. ХН СССР 3/399
  8. Резник Р. А. Заметки о творчестве Н. М. Гущина // Музей им. А. Н. Радищева. Материалы и сообщения. Саратов, 1966
  9. Александровский Б. Н. Из пережитого в чужих краях. — М., 1969, С. 318
  10. К 100-летию со дня рождения Николая Гущина // Волга, 1988, № 7
  11. Выставка картин 36 петербургских и московских художников. — Пермь, 1913.
  12. Отчет Московского художественного общества и училища живописи, ваяния и зодчества за 1911-12 гг. — М., 1913
  13. Каменский В. Его — моя биография Великого футуриста. — М.:Китоврас, 1918.
  14. Окуджава Б. Как научиться рисовать (посвящение)//Звезда, 1965, № 7
  15. Старков А. Письмо из Кулара// Огонек, 1966, № 33
  16. Памятники истории и культуры Пермской области. — Пермь, 1976.
  17. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917-м году. — М., 1983
  18. Andrè Roussard. Dictionnaire des peintres à Montmartre. — Editions Andrè Roussard, Paris. 1999 ISBN 2-9513601-0Х
  19. Е. И. Водонос. Вспоминая и размышляя о Гущине. — Саратов, 2006

Примечания

"Уральская жизнь" Екатеринбург. 1919 № 30 9 февраля С.3 "Лекции футуристов";

"Наш Урал" Екатеринбург. 1919 № 32 12 февраля с. 3 “Вечер футуристов";

"Сибирская жизнь" Томск. 1919 № 51 14 марта С. 3 "Лекции и выставка футуристов";

"Сибирская жизнь" Томск. 1919 № 55 19 марта с.3 "Вечер футуристов в университете";

"Сибирская жизнь" Томск. 1919 № 60 25 марта "Лекция поэзо-вечер";

"Сегодня" Томск. 1919 № 19 27 марта с.2 Статья: Менестрель "Беременные мужчины";

"Уральская жизнь" Екатеринбург. 1919 № 29 8 февраля с. 2 "Выставка Гущина";

"Уральская жизнь" Екатеринбург. 1919 №. 31 11 февраля с. 2 "Бал-маскарад футуристов"

Ссылки

Источники

  • Богадельщикова М. О Гущине // Волга — XXI век, 2007, № 5-6
  • Богадельщикова М. Вокруг Гущина // Волга — XXI век, 2008, № 3-4[1]
  • Пашкова Л. Неистовое стремление к неведомому. // Годы и люди. Вып.5. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.
  • Владимир Гольцшмидт «Послания Владимира жизни с пути к истине» // Издательство Salamandra P.V.V. 2010. – 85 c., илл.[2]

Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную