Алекса́ндр Дми́триевич Аре́фьев (3 августа 1931— 5 мая 1978) — русский художник, живописец, график.
Биография
Родился в Ленинграде 3 августа 1931 г. в семье рабочих. Учился рисованию во Дворце пионеров им. А.Жданова, у педагогов М. А. Гороховой и С. Д. Левина. В 1941 г, до объявления блокады, был вывезен матерью, Л. А. Арефьевой, к её родным, в деревню, в Новгородскую область.[1] В 1944 г. поступил в Среднюю художественную школу, при Академии Художеств. Соучениками Арефьева по СХШ были: Александр Траугот [2] , Михаил Войцеховский, [3] Илья Глазунов, Леонид Миронов, [4] Шолом Шварц, Кирилл Лильбок, [5] Владимир Пекшев (Шагин). В 1949 вместе с А. Трауготом м М. Войцеховским, был отчислен из СХШ. [6] После отчисления поступает в вечернюю школу и успешно заканчивает её. Работы Арефьева 1940-х гг.: городские пейзажи (Васильевский остров, Коломна), "бытовушки" - работы на "бытовые" темы.
В 1951 (по другим сведениям, в 1954)- 1956 гг. учится в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте (в наст. время СПбГМА им. И.И. Мечникова). В 1956 г. был осуждён за подделку медицинских рецептов; освобождён в 1959 г.
В 1940- е гг., через своего друга, Александра Траугота, познакомился с художниками старшего поколения, и испытал их влияние: Г. Н. Траугота, В. П. Яновой,[7] В 1950-51 гг. знакомится с другом семьи Траугот, художником В.В. Стерлиговым. В 1952 г. Стерлигов посвящает Арефьеву эссе "Мальчики с фонарями".
" Мальчики в темноте и свете города внезапно освещают страдающие лики икон - людей. Свет и тьма города качаются повсюду...А мальчики с фонарями в руках, играя на улицах, увлечённые только своею игрой, внезапно, кому-то, кто бродит "без цели", освещают истинное лицо человека... Не важно, будут фильмы "Мальчишки с фонарями", или нет...
— (В. В. Стерлигов).[8]
"Арефьев понимает, что живопись, если она живая, должна начаться молодой и новой.. ведь импульс для творчества "потрясающий объект видения", " редчайший факт". Он находит этот объект... и наращивает в объём новейших изображений реальности, создавая для своего круга события и встречи с потрясающим в жизни и в искусстве.
— ( Е. Ю. Андреева ).[9]
В 1950-е гг. Арефьев вошёл в группу художников и поэтов, объединившихся вокруг поэта Роальда Мандельштама[10]. В круг входили художники Александр Траугот, Рихард Васми, Шолом Шварц, Родион Гудзенко, Вадим Преловский, [11] Валентин Громов, Валерий Титов, Владимир Шагин, поэтесса Нина Маркевич. [12]С 1950-х гг. эти художники устраивают квартирные выставки.
В середине 1950-х гг. Арефьев создаёт свои лучшие серии работ: сотни рисунков на темы ленинградского быта. Рисунков, "в которых жизнь била ключом". [13]
В 1960 г. проходит курс лечения в неврологическом отделении Военно- медицинской академии. В этом же году знакомится с художником Михаилом Шемякиным, также бывшим учеником СХШ. В феврале 1961 г . после продолжительной болезни умирает его друг, поэт Роальд Мандельштам. А.Д. Арефьев, с друзьями, хоронит его на Красненьком кладбище в Автово. В 1960-1963 г. живёт гражданским браком с художницей Р. Б. Модлиной. [14] В 1963 г. А.Арефьев переезжает вместе с матерью в Петергоф (живёт неподалёку от Английского парка). В 1965 г. осуждён вторично, на небольшой срок, за хулиганство.
В 1960 е гг. А.Д. Арефьев - уверенный лидер группы художников-нонконформистов, получившей позднее название «арефьевский круг» (В. Шагин, Р. Васми, Ш. Шварц и др.). В 1966-1976 гг. член Ленинградского горкома художников. Пробует заниматься книжной графикой.
В конце 1960- х гг. вспоминает о созданном в 1948 г. М.В. Войцеховским "Ордене нищенствующих живописцев", или "Ордене тунеядцев". [15] По аналогии с эти названием, начинает называть узкий круг своих друзей-художников " Орденом непродающихся живописцев". До 1974 г. у А. Арефьева прошли только две квартирных выставки, - у его друзей, художников Вахтанга Кекелидзе [16] и Кирилла Лильбока (в 1958 г.) В 1974- 1975 гг. Арефьев активно обсуждает подготовку выставок художников-нонконформистов в ДК им. Газа и в ДК "Невский", принимает участие в первой из них. С 1975 г. становится членом Товарищества экспериментальных выставок. В 1970- е участвует в квартирных выставках в Ленинграде и в Москве. Будучи русским, принимает также участие в выставках еврейской группы " Алеф".
В 1977 г. вместе с женой, эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию. Умер в 1978 году в Париже.
Традиции и наследие
Традиция ленинградской, преимущественно пейзажной , школы живописи 1930-х - 1940-х годов получила своё продолжение в творчестве Арефьева и его товарищей . Как и всякая живая традиция , она видоизменилась. Прямыми преемниками мастеров ленинградской школы А.Д. Арефьев и художники его круга стали, прежде всего, потому, что пути старших мастеров и молодых художников пересекались. А. Д. Арефьев, Ш. А. Шварц, В. Н. Шагин, В. В. Громов, Л. Я. Миронов и другие учились в СХШ в одном классе с Александром, сыном Г.Н. Траугота, художника ленинградской школы; его Арефьев называет среди людей, которые его «эстетически воспитывали»[17]; в его мастерской молодые художники видели также работы А. И. Русакова, А.С. Ведерникова. [18]
Ленинградская школа живописи не была однородной и имела ряд различных направлений. Арефьев и его товарищи подхватили ту линию ленинградской школы, которая была тесно связана с примитивом, формальным упрощением пейзажа. Поддержали они и линию живописную, характеризующуюся установкой на выразительные возможности цвета. « Если попытаться сформулировать, как подобные первые впечатления повлияли на творчество этих художников, то необходимо подчеркнуть первостепенную роль фактуры в их работах и далее - наличие «прыгающего», «слоеного» пространства, скупое использование цвета, который, если применяется, то кажется глухим и горящим изнутри»[19] Сходство подхода к изображению пейзажа, сближающее Арефьева и его друзей с художниками ленинградской школы, заключается в самом процессе создания произведения. В большинстве случаев художник работает не с натуры, а по воспоминанию, « сочиняя» свой пейзаж. Арефьев часто изображает один и тот же вид из своего окна, многократно повторяя и развивая его ; такая приверженность к одному мотиву связывала Арефьева с А.С. Ведерниковым, А.И. Русаковым и Н.Ф. Лапшиным.
Творчество
Арефьев стремился к современной выразительной форме и полностью исходил из «реальности».
«Среди наших ребят не было формалистов - это значит: мы не шли изнутри себя живописным умением, создавая этим свой мир. Так никогда не было. Всегда на первом месте стояло наблюдённое, и после делался эквивалент ему красками… Всегда старались для этого выбрать такой объект наблюдения, который уже сам по себе приводит в определенный тонус необычностью видения ускользающего объекта: в окно, в замочную скважину, в публичный сортир, в морг»
— А.Д. Арефьев. [20]
Наблюдёнными Арефьевым нередко были неприглядные и жестокие стороны жизни общества. Его интересовала жизнь ленинградцев, переживших войну или приехавших в город после войны; жизнь в комнатах коммунальных квартир, дворики, люди сидящие на скамейках в скверах, стоящие на трамвайных остановках и у пивных ларьков. Но отнюдь не патентованная красота признанных памятников архитектуры.
Творчество Арефьева характерно выражением духа протеста, выраженного, по своему, и в творчестве художников ленинградской школы, работавших до войны. От них, согласно установкам соцреализма, требовалось изображать героизм и пафос труда. Вместо этого они писали почти безлюдные городские пейзажи, без какой бы то ни было идеологической составляющей. У них были свои предпочтения, почти символичные: набережные, а также баржи и буксиры, идущие по воде. У Арефьева эти символы иные: мосты, дворы и глухие брандмауэры. В Ленинград, как в дом, Арефьев заходил не с парадного, а с чёрного хода. [21]
Для Арефьева прежде всего была характерна ориентация на «реализм», то есть на конкретность мотива. В любой его работе отчётливо читается содержание, в котором художник воплощает свое чувство современности. В нём присутствует эмоциональная составляющая, напрямую связанная с сюжетом. Маленькие по размеру холсты и рисунки Арефьева, на которых ничего, кроме отображения повседневной жизни горожан, не происходит, благодаря сжатому и интенсивному языку изображения, при всём ограничении материала становятся достаточными средствами выражения. Арефьев владеет такими выразительными средствами, как мазок и фактура; и особенно - точность силуэтов.
Память
А.Д. Арефьева похоронен на Красненьком кладбище в Петербурге, в могиле его друга, поэта Р.Ч. Мандельштама, умершего в 1961 г. В сентябре 1998 г. в эту же могилу был подхоронен прах художника Р.Р.Васми, а в 1990-е гг. - прах художника А.Д. Арефьева. [22]
Работы находятся в собраниях
- ГРМ, Санкт-Петербург;
- Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург;
- Zimmerly Art Museum, Нью-Брансвик, США;
- частные коллекции Петербурга, Москвы, Европы.
Источники
- Арефьевский круг./ Составитель Любовь Гуревич. — СПб.: ООО «ПРП», 2002.
- Герои ленинградской культуры. 1950—1980-е гг./ Сост. Лариса Скобкина. — СПб.: Центральный выставочный зал «Манеж». 2005. — С. 161—179.
- А. И. Струкова.Ленинградская пейзажная школа. 1930-е-первая половина 1940-х. М.: «Галарт», 2011.
- Валерий Траугот./ Воспоминания. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч. 1. С. 268.
- Андреева, Е.Ю./ "Орден непродающихся живописцев" и ленинградский экспрессионизи. // Беспутные праведники, или Орден нищенствующих живописцев. Каталог выставки. СПб.,: Новый музей, 2011. C. 9-22.
- Любовь Гуревич./Александр Арефьев. // Там же, С. 35-38.
Примечания
- ↑ См.: "Арефьев был единственным сыном, в семье рабочих, достаточной; мать и отец оба работали и хорошо зарабатывали. Дом был чистый, такая семья была, в стиле Петрова-Водкина. И всегда хороший обед, он в то время всегда ел досыта – а это важно. Жили на пр. Газа, в небольшом доме, его нет уже сейчас. А Леонид Миронов жил неподалёку, на пр. Огородникова, так что они сблизились." Запись выступления А.Г. Траугота на открытии выставки ОНЖ в Новом музее, 2011. Отец художника, Дмитрий Арефьев, оставил жену после 1950 г.
- ↑ Траугот, Александр Георгиевич ( р. 1931, Ленинград)- живописец, график, скульптор, книжный иллюстратор. О нём см.: Кудрявцева Л., Фомин Д. Линия, цвет и тайна Г. А. В. Траугот. СПб.: Вита Нова, 2011. О его работе совместно с братом см. также Траугот, Валерий Георгиевич
- ↑ Войцеховский, Михаил Владимирович (р. 1931)- скульптор. О нём см. Друскин Я. С. Дневники / Сост., подгот. текста, примеч. Л. С. Друскиной. — СПб.: Академический проект, 1999. С. по указ.; Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. С. по указ.; Траугот А. Г. Квартира № 6 // С. 108—117; // Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда 1941—1944: [Сб.] / Ред.-сост. Д. Колпакова. — СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. См. о нём также дневниковые записи Ильи Глазунова 1940- х гг. http://rus-sky.com/history/library/glazunov/3.htm
- ↑ Миронов Леонид Яковлевич (р. 1930) В войну с 1941 по 1945 вместе с матерью и двумя сестрами находился в осажденном Ленинграде. В 1944 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда» за активное участие в обороне города. С 1944 года по 1951 год учился в СХШ. В 1951 г.- 1957 г. учился в институте им. И. Е. Репина. (СПБГАИЖСА). С 1960 г. член СХ РСФСР. С 1960 по 1978 год преподавал в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной на кафедре общей живописи.
- ↑ Лильбок, Кирилл ( 1931-2003). Поступил в СХШ в 1944, был исключён, восстановился и закончил СХШ в 1952 г. Работал в КЖОИ. Эмигрировал; последние годы жил в Вене.
- ↑ По воспоминаниям М. В. Войцеховского, друзья ушли их СХШ втроём, чтобы поддержать друг друга. В 1951 г. были отчислены из школы также Владимир Шагин и Валентин Громов.
- ↑ Герои ленинградской культуры. 1950—1980-е гг. / Сост.Лариса Скобкина. — СПб.: Центральный выставочный зал «Манеж». 2005. — С. 161—179. Стоит отметить также впечатление, полученное им в той же семье от творчества Натальи Пономарёвой, ученицы Николая Фешина. Пономарёва Наталья Петровна ( 1895-1942). О ней см. Прасолова Е. И./ Н. П. Пономарёва. / Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. СПб, 2010, С. 197-198.
- ↑ Шестнадцать пятниц: указ соч. Т.2. С.38.
- ↑ Андреева Е.Ю. " Орден непродающихся живописцев" и ленинградский экспрессионизм. // Орден непродающихся живописцев. СПб. : Новый музей, 2011. С. 15.
- ↑ См о нём: Ян Пробштейн. Песен звонкая тщета. http://www.stihi.ru/2011/07/23/1442
- ↑ Преловский, Вадим (1931-7 ноября 1953), художник. О нём см. Траугот В. /Александр Арефьев.// Герои ленинградской культуры. 1950—1980-е гг. / Сост.Лариса Скобкина. — СПб.: Центральный выставочный зал «Манеж». 2005. — С. 173- 175.
- ↑ Маркевич, Нина Владимировна (1931-32?-1992-93?, Петергоф). Поэтесса, переводчица, жена поэта Р.Ч. Мандельштама в 1950 е гг. Адресат его любовной лирики. Постоянная модель художников этого круга.
- ↑ Андреева Е.Ю. " Орден непродающихся живописцев" и ленинградский экспрессионизм. // Орден непродающихся живописцев. СПб. : Новый музей, 2011. С. 12.
- ↑ Модлина, Ревекка Борисовна (р. 6 сентября 1934), скульптор, художник. В 1958 г закончила Таврическое училище, в Ленинграде. Жена художника Рихарда Васми в 1950 е гг., художника Александра Арефьева в 1960- 63гг., жена художника Михаила Шемякина с 1964 г.. В 1971 г. с дочерью Доротеей эмигрировала. Жила во Франции и в Греции; в настоящее время живёт в г. Лош (Франция). Первой женой А. Д. Аревьева, в 1954 - 59 гг. была его сокурсница, Александра Арефьева (урожд?). Третьей, с 1970 г. - филолог Жанна Яценко.
- ↑ М.В. Войцеховский создал свой Орден, названный им по аналогии с основанным в Иерусалиме в 1118 году «Орденом нищенствующих рыцарей», более известным как орден тамплиеров или храмовников. Об Ордене, учреждённом М. Войцеховским, см. дневниковые записи Я. С. Друскина: Друскин Я. С.Дневники / Сост., подгот. текста, примеч. Л. С. Друскиной. — СПб.: Академический проект, 1999. — С. 466. См. также выступление А.Г. Траугота на открытии выставки ОНЖ в Новом музее в 2011 г.: "М. В. Войцеховский в конце 1940-х годов придумал «Орден тунеядцев». Всё то, что оригинально придумано, всегда живёт.. Михаил Владимирович всегда был большим эрудитом...он любил Рабле, Эразма Роттердамского, - выражение это его, «Орден тунеядцев», или «Орден нищенствующих живописцев», оттуда и пошло...Означало это то, что члены « Ордена» противоположны всякому советскому карьеризму...Мы просто живём, пишем, рисуем и наслаждаемся искусством. Михаил Владимирович - более оригинальный человек, чем Александр Арефьев. Но Арефьев был очень чуткий, он быстро всё оригинальное подхватывал... и «переделал» наш Орден...в конце 1960-х годов."
- ↑ Кекелидзе, Вахтанг Давидович ( 1931-1979), художник. Работал, как копиист (в основном, в Эрмитаже)и художником в Кировском (ныне Мариинском) театре.
- ↑ Александр Арефьев // Арефьевский круг. СПб., 2002. С. 9 . Отец Р. Р. Васми был другом Н. Ф. Лапшина и Н. А. Тырсы, сам он также указывал на то, что испытал влияние Г.Н.Траугота. См. Рихард Васми. // Арефьевский круг. СПб., 2002. С. 143.
- ↑ Творчество А. Марке и французские импрессионисты были знакомы ученикам СХШ по собранию Эрмитажа и по репродукциям, но повлияли на них только опосредованно.
- ↑ А. И. Струкова. А. И. Струкова. Ленинградская пейзажная школа и её мастера. 1930-е первая половина 1940- хх. Автореферат диссертации. 2008. http://www.dissercat.com/content/leningradskaya-peizazhnaya-shkola-i-ee-mastera-1930-e-pervaya-polovina-1940-kh-godov
- ↑ Александр Арефьев. // Арефьевский круг. С. 10
- ↑ Арех.. был постоянно активен, даже агрессивен, он яростно врывался в жизнь Ленинграда и сам насыщался его скрытой, внутренней красотой, его нелепостями и абсурдом. На его картинах я не видел никаких шпилей или колонн, Александрийской или других, ни одного Медного всадника или чугунного узора, но какие-то были знакомые дворы, подворотни, ларьки, чахлые скверики и брандмауэры.См. Дышленко Б. Мост // Арефьевский круг. СПб., 2002. С. 394
- ↑ По свидетельству художников В.В.Громова и Д. В. Шагина, вдова А.Д. Арефьева, Жанна Яценко, привезла из Франции урну с его прахом и захоронила её в этой же могиле.
Ссылки