Пьер Сесиль Пюви де Шаванн |
С фотографии Этьена Каржа |
Имя при рождении: |
фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes
|
Дата рождения: |
14 декабря 1824(1824-12-14)
|
Место рождения: |
Лион
|
Дата смерти: |
24 октября 1898(1898-10-24) (73 года)
|
Место смерти: |
Париж
|
Гражданство: |
Франция
|
Жанр: |
историческая живопись
|
Стиль: |
символизм
|
Влияние: |
Эжен Делакруа
Теодор Шассерио
Макс Клингер
|
Влияние на: |
Сергей Дягилев
Гастон Ла Туш
|
|
Пьер Сеси́ль Пюви́ де Шава́нн (фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes) — французский художник.
Биография
После получения инженерного образования Пьер-Сесиль самостоятельно начал писать, одновременно и обучаясь живописи в процессе работы, опять же самостоятельно. Некоторые уроки он получил под руководством Ари Шеффера и Тома Кутюра в Париже, а также Делакруа.
В основном, тематика его работ — это стилизация под античность, декоративная и монументальная живопись в духе итальянских живописцев XV столетия, произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии. Многие его полотна — это написанные маслом в мастерских монументальные вещи, затем закреплявшиеся на стенах у заказчиков.
Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, «Bellum» и «Concordia», были написаны в 1861 году для амьенского музея. За ними следовали: «Работа» и «Покой» (1863), «Осень» (1864), «Ave Picardia» — символическое изображение сельской жизни в Пикардии (1865) и «Массилия» — идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина Пюви де Шаванн в том же роде, «Pro patria ludus», была написана в 1882 г. и также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий. В композициях Пюви де Шаванн пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление.
Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие две сцены из жизни святой Женевьевы (1874—1877), «Священная роща» (на лестнице дворца искусств в Лионе), «Науки и искусства» (1887—89, в амфитеатре Сорбонны), «Inter artes et naturam» (на лестнице Руанского музея), «Четыре времени года» (в парижской ратуше, 1889—1893), «Музы» (1893—1895, библиотека университета, Бостон).
Менее удачны его патриотические аллегории:
- «Вооружённая богиня-покровительница города Парижа следит глазами за воздушным шаром»,
- «Богиня, принимающая письмо от почтового голубя»,
- «Париж, приветствующий Виктора Гюго».
В манере художника заметно также влияние Эжена Делакруа и Теодора Шассерио. Пюви де Шаванн был одним из намболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво.
В России большим поклонником художника был С. П. Дягилев, что, безусловно, сказалось и на развитии художественной группы «Мир искусства».
Библиография
Ссылки
|