А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  


Художник «Византийский мастер распятия из Пизы»

Византийский мастер распятия из Пизы – итальянский художник, работавший в Пизе в первой половине XIII века.

Этот художник стоит у истоков трансформации образа Христа в итальянских распятиях, послужившей стимулом для дальнейшей эволюции итальянской живописи. Он является автором одного единственного произведения, благодаря которому получил своё имя.

С тех пор, как в первой половине XII века в Италии появились расписные кресты, Христос изображался на них в виде «Христа торжествующего» (лат. Christus triumphant). Этот образ был символом божественной силы Христа, преодолевшей смерть через воскрешение, и торжествовавшей над смертью. Одним из первых тосканских произведений с такой иконографией является расписной крест мастера по имени Гульельмо, который был создан в 1138 году для собора в Сарцане. Христос на нём совершенно спокойно взирает на окружающий мир, так, словно не было страшной казни через распятие, потому что его божественный дух выше и сильнее даже самых страшных смертельных мук.

Однако, в самом начале XIII века в Пизе появляется другой иконографический тип распятия – «Христос страдающий» (лат. Christus patiens). Первым произведением с такой иконографией и является расписной крест, созданный безвестным Византийским мастером распятия из Пизы. Сегодня он хранится в Музее Сан Маттео в Пизе, и известен как «Крест № 20» (это его номер по каталогу музея). Существует несколько гипотез о происхождения Мастера. Самая популярная гласит, что это был византийский иконописец, бежавший из Константинополя от разбоя крестоносцев. Такое предположение логично, поскольку изображения более человечного, смертного Христа давно существовали в византийском искусстве, как в иконописи, так и в книжной миниатюре. Мастер распятия из Пизы вписал этот византийский тип Христа в католический расписной крест, который в Италии XII – XIV веков, наряду с алтарной картиной, был наиболее распространённым предметом для украшения церквей. Крест датируется началом 1200-х годов. Стилистически он близок византийской живописи эпохи правления династии Ангелов. Однако специалисты отмечают, что вряд ли его стиль можно выводить исключительно и только из византийского искусства. Присущая ему аристократичность и элегантность напоминают миниатюры Винчестерской Библии. Крест является примером того, как пизанские художники начала XIII века впитывали византийские художественные новации, и пытались интерпретировать их в европейском духе.

Если его сравнить с более древним творением мастера Гульельмо, то за исключением упавшей набок головы Христа, никаких нововведений обнаружить невозможно: окончания всех четырёх лучей креста содержат картины с изображениями сопутствующих сюжетов; на табеллоне написаны новозаветные сцены; тело Христа не провисает под собственной тяжестью. Однако, именно эта склонённая набок голова послужила началом долгой художественной эволюции образа Христа, стала точкой отсчёта его дальнейшей гуманизации, подвижки из мира горнего в мир людской. Изображения Христа страдающего, принявшего смертные муки, пришлись кстати в связи с обновлением католичества, выразившемся в проповедях св. Франциска и широком распространении его идей. Шедшие следом за безвестным Мастером распятия из Пизы художники, такие как Джунта Пизано, Уголино ди Тедиче и Чимабуэ, развили образ «Христа страдающего» в по-настоящему драматические произведения.

Литература

  • Ferdinando Bologna. Early Italian Painting. Editori Riuniti. Roma. 1962
  • Burresi Mariagiulia.Caleca Antonio. La Pittura Pisana del Duecento da Giunta e Giotto. Editore Pacini. 2005.

Источник:Википедия [CC-BY-SA]
На главную